Давно пора включать. Включение, именно так дословно переводится
заморское словечко - инклюзивный. О том, как включить детей с разного рода
отклонениями в общении в образовательный процесс наших обычных средних школ и
говорилось на семинаре по инклюзивному образованию в Красноярске, состоявшемся на
исходе ноября в коррекционной школе VIII–го вида №5. ГИПЕРАКТИВНЫМ – ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА.
- Все вы знаете, как легко
выходят из себя аутичные ребятишки. Дети, с рядом иных психических заболеваний,
так же нередко и очень резко переходят в агрессивное состояние. Как же нам
учителям, легче всего снять подобную вспышку детской агрессии?
-First, - зычным голосом
«курлыкает» по-английски заокеанская лектор. – Первое, - повторяет Трэйси Пэрент,
- для ребенка, с проблемами в общении, в
обычном классе желательно создать небольшую игровую зону, уголок. Яркий силиконовый
шар (не бойтесь, он совсем не скачет). Зато он быстро отвлекает ребенка с
особыми образовательными потребностями от неудовольствия и гасит его агрессию.
В классе даже можно устроить маленькую песочницу! Ребенок устал, злится оттого,
что ему трудно и что-то не понятно. Пусть поиграет пять минут в песочке. Он
«остынет» и вовсе не будет мешать занятиям остальных учеников своего класса.
Для гиперактивных детей очень действенна система подарков и
предупреждений. Вот еще пример из богатого опыта американского педагога Трэйси
Пэрент. Ребенок заявляет: «Не буду писать или рисовать!» Важно не «передавливать»
его волю своей, чтоб не получить вспышку гнева. Лучше поставить его перед
фактом, но хоть с каким-то интересом и выбором для него самого.
-Скажите капризе «Ты будешь рисовать зеленым или синим фломастером, на
твой выбор?»
С ребенком останется ощущение, что с его мнением, все-таки, считаются.
-Малыш в этом случае, запросто, может
«хапнуть» оба фломастера, - переводят образные слова Трэйси, строчащим в свои
блокноты педагогам семинара. – Что ж, пусть! Это и станет его наградой за
сговорчивость. Но все это признаки того, что даже с самыми активными детьми
можно находить контакт и договариваться.
А вот еще прием из педарсенала Трэйси. Ребятам дают за урок несколько
различных заданий. После рисования идет счет, к примеру. Весь план урока перед
ребенком на дощечке в нескольких желтых карточках с изображением каждого
действия. Действия чередуются на уроках, так что ученики (даже с синдромом
Дауна) к ним привыкли и легко воспринимают смысл изображений на карточках. Если
ребенок устал, противится и не хочет дальше заниматься по данному упражнению –
педагог «неслуху» показывает …«желтую карточку». На ней изображение следующего задания, а то и штраф – запрет на
то, что ему как раз очень нравится. ГОСТЬИ ИЗ БУДУЩЕГО
- В
Москве опыт инклюзивного образования насчитывает уже несколько лет. Московская
некоммерческая организация «Перспектива» довольно долго и тяжко подталкивала
наше образование к этому смелому решению. Дети разной степени способности к
обучению или с особыми требованиями (проблемами зрения, слуха, серьезными
нарушениями в работе опорно-двигательной системы ребенка) стали появляться в
классах общеобразовательных школ. - говорит «Перспективная» гостья, и слава
богу, по-русски тоже.
Юлия СИМОНОВА - москвичка. Видно, что
проблемы образования инвалидов она знает не с чьих-то слов. Образование
среднее, а затем высшее, сама получала надомно, в инвалидной коляске. (Один
семестр в США). Должно быть, это и позволяет ей легко ориентироваться в этой
проблеме. И сейчас коляска не мешает ей курировать, в рамках программ «Перспективы»,
сложнейший вопрос образования инвалидов. Юлия постоянно летает по стране,
пропагандируя первый положительный опыт перед педагогами, впервые взявшимися за
«инклюзив». В красноярском семинаре, проведенном при помощи краевой
общественной организации родителей детей-инвалидов «Открытые Сердца», было до
полусотни участников. Причем, не только из школ краевого центра, но также, из
восьми районов нашего края.
- А у Трэйси, думаете, откуда опыт? Да,
американка высока и стройна. Но у нее эта проблема также прошла стержнем горячим
через сердце. Ее сын страдает от аутизма. Годы настойчивых занятий и вот ее
парень, в прошлом крайне не расположенный к общению, научился говорить. Сейчас
он студент колледжа в Мэриленде. Так что - «включился» на «полную…» и нам есть
чему поучится у Трэйси, - утвердительно улыбается Юлия.
А
Я СМОГУ ЕГО ВОСПРИНИМАТЬ? – YES!
Об этом спрашивает у миссис Пэрент одна из
учительниц - слушателей семинара, - Смогу воспринимать как всех остальных
учеников, а не как инвалида?
Такой вопрос меня, признаться, смутил. Тем
с большем любопытством хотелось узнать мнение американки – педагога и матери!
- Да действительно, пройдет ли ощущение,
что вот он - инвалид, а вот остальные – здоровые? - поддержали коллегу еще
несколько учителей.
- Не нужно бояться этого вопроса. Это вполне
нормальное опасение. Но во взаимоотношениях между инвалидом и здоровыми людьми
(и у педагогов в том числе) отношения со временем устанавливаются
общечеловеческие. Мы же не удивляемся неким особенностям в характерах и манерах
своих коллег, соседей, родственников. Кто-то неуклюж, кто-то хитрит, кто
прихвастнуть-приврать горазд. Мы воспринимаем их такими, какими мы их знаем. Во
взаимоотношениях с инвалидом нас ждет то же самое. Со временем, даже у самых
аутичных детей, появиться навык и охота к контактам. Они, разумеется, никогда
не станут «как все». А кто эти «все»? Они особенные, как и каждый из нас с вами.
И всегда будут особенными. Только их особенности станут для нас привычными.
ОДНОКАШНИК ВЛАДЬКА.
Прежде, чем мальчика Влада впервые прикатили в его коляске в Центр
медико-социальной поддержки №2, что на ул. Аральской, ребят из его класса предварительно «готовили» к встрече со
сверстником-инвалидом. Им рассказали об
особенностях его заболевания. Говорили, что он в свои 8 лет, увы, еще не
говорит. Но это не значит, что он не может и не хочет учиться. Что его не
жалеть нужно, а помогать ему – своевременно и толково.
-Такая встреча и не должна была быть
внезапной, – уверенна мама ребенка, Евгения Викторовна.
Это очевидно. Если будет шок от близкого
контакта хотя бы у одного ребенка, то реакцию остальных, даже очень воспитанных
детей предугадать будет трудно.
Но главное, добиться
положительных эмоций именно у малыша-инвалида от первой же встречи со своими
будущими однокашниками.
- Для нас, родителей, это тоже очень
непростая задача: привозить растущего мальчика в коляске в школу по два раза в
неделю. Но за год занятий в общем классе Влад усвоил больше, чем за ряд
предыдущих лет. Приходим минут за 10-15 до уроков. Ребята успевают поговорить.
Потом учитель ведет с детьми общий урок. А Влад, за дальней партой, занимается
со своим учителем. И в это время друг на друга никто внимания не обращает.
Занятия идут параллельно.
И вот, после года занятий, он
гораздо охотнее говорит, слов произносит несравнимо больше. Для постороннего
его речь непонятна. Но знаете, к моей радости, дети в классе, его легко понимают.
Если я одна появляюсь в школе, то ребята обступают меня – «А где Владик? Он не
заболел?- беспокоятся его одноклассники. И уж, конечно, мы не пропускаем
каких-то походов классных, в музеи, в театры.
Теперь мальчик в коляске совершенно неотделим от жизни своего класса.
А для одноклассников Влада, включенного в жизнь класса, человек в
коляске уже не инопланетянин какой, и, конечно же, не объект для насмешек. Они
уже знают: он такой же, как они. Только ему труднее…
Сергей Баршай. Осень 2007г Публиковался газетой "Вечерний Красноярск" http://www.vecherka.ru/socium/5172
|