Вторник, 30.04.2024, 08:54
Красноярский журнал Зазеркалье
Приветствую Вас, Гость!

Главная
Меню сайта
Разделы новостей
Истории о Людях [14]
Истории о перипетиях непростых судеб инвалидов
Календарь новостей
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2011 » Октябрь » 25 » НАМАЛЮЙТИЕ МНЕ БОГАТО!
НАМАЛЮЙТИЕ МНЕ БОГАТО!
18:59

  Традиция меряться с соседями роскошью и шиком у венценосных особ зародилась в глубокой древности. О том, как князья зодчих зрения лишали, Тарковский рассказал в своем «Андрее Рублеве». Зачастую, не обладая особыми личными достоинствами, монархи старались перещеголять друг дружку роскошью и высотой хором. Может не случайно, что императора-бомбардира Петра I больше всего из изобразительного искусства радовала резьба по борту построенных им фрегатов? Что значит, человек сам многое умел и радовался достижениями государства, «...Петру врученному…».   

    Портреты кисти Франсиско Гойи сейчас гордость лучших музеев мира. Карикатурные офорты Гойи на тех же самых вельмож были написаны в то же время. И они сейчас представляют огромную ценность. Большинство мировых собраний; от парижского Лувра, до Эскуриала и Прадо мадридского начинались с работ  придворных  художников. Покровительство  искусствам  становилось  модным.

    Прошла сотня-другая лет. Народившемуся классу «новых англичан» и «новых голландцев» стало ясно, что помимо моды и положительного имиджа мецената, приобретаемого за пожертвованные на искусство средства, они становятся обладателями ценностей культурных. И материальных! За столетия, минувшие со времени накопления первичного художественного капитала, стало очевидным, что произведения искусства есть вернейший инструмент  для   накоплений.

  Новый рывок в накручивании стоимости художественных произведений произошел благодаря развитию медиа возможностей. Самым ходовым и в миг раскупаемым товаром в эпоху радио, ежедневных газет и журналов с глянцевыми фотоиллюстрациями стал …скандал! А кто с кем? А кто за кого? Что и за сколько? Кто громче и эффектнее научился себя подавать на газетную и журнальную полосу, тот и «продавался» дороже. Гением, безошибочно поверявшим гармонию PR-ом, стал Сальвадор Дали. Пикассо и Модильяни на первых порах отставали, но не намного. Стоимость их работ еще при жизни возросла едва ли не стократно. Началась «Великая аукционная лихорадка». Этому способствовала монополизация аукционной деятельности. Ныне лишь два аукционных дома, (Сотбис и Кристис ), способны обеспечить продажи ценностей по высокой цене. Рекордсмены аукционных продаж  полотна Джексона Поллака (140 миллионов долларов) и Виллема  де  Куннига - 137, 5  миллионов.

         Арт-агентами домов подметается все, что можно. Рекламные афиши, вывески с лавчонок из грузинского села Мирзаани от Нико Пиросманишвилли. Это самые яркие примеры  того, как  PR  помогал  инвесторам скупать что-то доселе не известное,. И вопрос, всегда ли вечное и нужное? Зато теперь, обладателям афиш взлетевших в цене до небес, в случае  чего  есть  что  продать!

          А между тем, практика (а точнее магазинные ценники) показали, что в дни кризиса в обычных художественных салонах работы действительно неизвестных мастеров значительно упали в цене. Эксклюзивной работы, батик или бижутерия, подешевели на четверть. Что ж, им не повезло! Их тяжкий труд не замешан на безудержной рекламе личности «ручного труженика». И пусть заплачет неудачник! Кто станет вкладывать значительные средства по принципу «нравится - не нравится»? Раскрутка мастеров и приобретения на аукционах осуществляются подобно долгоиграющим стратегиям по другому принципу «пойдет в гору или не пойдет». Надежность приобретений просчитывается, а тайна вкладов в искусство трепетно  охраняется.                                      

            ТЮЛЬПАНОВАЯ  ПИРАМИДА

           Между тем история может припомнить прецедент полного крушения незыблемых, казалось бы, ценностей. Один из первых инвестиционных пузырей был надут на …тюльпанах.  Аккурат в эпоху ренессанса. В XVI веке голландские посланники из Османской империи (ныне Турция) привезли прелестные дары грозных янычаров – тюльпаны. Европейские садоводы творчески подошли к заказам первых «новых голландцев».

     Напомню, что именно в то время Голландия стала первой страной победившего капитала и свободного рынка. Деньги делали деньги. Свободные деньги требовали объектов вложения. Земли имели хозяев. Заводы, дворцы, суда стремительно строились. И все одно, свободных денег оставалось много. Нужны были новые объекты ценности, новые эквиваленты, в которые без опаски эти средства было можно вложить. Сильным мира безумно полюбились зачерноморские цветки с нежными яркими лепестками. И вот головки «цветочка аленького» стали стремительно расти в цене. Согласно сохранившимся записям в бухгалтерских книгах к сороковым годам XVI в. за одну луковку тюльпана редкого сорта можно было  втюхать до 4200 гульденов. Это был заработок плотника более чем за 20 лет (сейчас средний рабочий за этот стаж работы может накопить до 600.000 евро). Головки тюльпанов охотно  закладывались в  качестве  долговых  обязательств банкам  в  качестве  залога. Стабильность этого расчетного  средства с клумбы не вызывали у инвесторов ни  малейших  сомнений. На тот момент луковки тюльпана  были  не  просто  устойчивы  в цене,   но   их   стоимость   стремительно росла. Само это явление в анналах истории вошло под названием «тюльпановая лихорадка». Однако, в 1690 г. банкиры, обеспокоенные ростом подобных операций, провели сверку и обнаружили, что число долговых расписок давно и многократно превысило количество самих ценных цветков. Так разразился первый финансовый кризис юного капитализма. Правительство Голландии, чтоб предотвратить распространение кризиса неплатежей, запретило использовать тюльпан, как платежно-залогове средство. Тюльпановый пузырь лопнул! Мы видим, что сам механизм взращивания пузыря ничем не отличался от нынешних банковских или долевых «пирамид» в строительстве. Главное, всех убедить в незыблемости цены объекта капиталовложения.

   Сейчас сама мысль о том, что стоимость произведений искусства, раскупаемых на аукционах за баснословные деньги, может начать снижаться, звучит абсурдно. Но  так  ли  уж  она  далека  ли  от истины  на  самом  деле?  

     НИЧТО НЕ ВЕЧНО ПОД ЛУНОЙ.

       Еще недавно, в начале 2008 года самым привлекательным объектом капиталовложений представлялась недвижимость. Цена метра в Красноярске доходила до 60000 рублей за кв.м! Сакраментальное «граждане, храните деньги в сберегательной кассе» выглядела насмешкой. Желая сберечь, а повезет, так и приумножить «нажитое непомерным трудом» люди скупали квартиры в разных городах. Люди, осознавая, что никакой банковский процент на их трудовой вклад не способен угнаться за инфляцией, охотно скупали недвижимость. Рост цен на жилье опережал проценты по займам. Люди брали кредиты и покупали вторую, а то и третью квартиру. Нередко недвижимость находилась, в областях далеких от ПМЖ квартироскупщиков, но перспективных в плане соцэкономроста.  Наш край к ним безусловно и относился. Сейчас, спустя три года, выясняется, что деньги, вложенные инвесторами в метроквадраты в разгар «строительной лихорадки», потеряли до трети от вложенных средств. В ходе кризиса восьмидесятых цены на жилье Японии, (в стране, где каждый «квадратик» и повыше золота мог цениться) цены на недвижимость падали на 70%! В Истории случались  и  падения  цен  на  землю.

  Так в чем же реальная гарантия «вечных  ценностей»  из  галерей  и коллекций? Стоит переориентировать рынок произведений искусства, подогреть в СМИ интерес к новым ценностям, да по-PRрить малость критерии новых веяний и новые имена и готово дело! Инвестор запросто может отдать свои предпочтения, а значит свои денежки, новым шедеврам. Главное, что бы о том, что именно ЭТО теперь и есть шедевр, везде и громко было заявлено. И тогда большой вопрос, не повторят ли «черные квадраты» из галерей судьбу квадратных метров. Не верите? Вот и известный скульптор Константин Зинич не верит. Он считает, что мировым шедеврам в рейтинге ценностей человечества, пока, ничего не угрожает:

   - Человечество веками в своем развитии стремилось к гармонии. А инсталляция собирается из осколков, того, что под рукой и, в моем понимании, символизирует разрушение. Я как-то побывал в Москве на выставке антиквариата. Интерес огромный! И подбор экспонатов очень интересный. Уж куда там современным инсталляциям! А вот путаница в критериях творческих оценок, особенно в юных головах, меня действительно беспокоит. Инсталляции могут быть средством выражения какой-то мысли. У экологов интересные идеи инсталляций, направленных на привлечение внимания к охране природы. Инсталляция, это скорее инструмент агитации, нежели жанр изобразительного искусства. И уж тем более для меня странно подобные произведения видеть лотами на аукционах.

   Хотя примеров того, как обесценивались ценности, казалось бы, вечные, не так уж мало. Это происходит во времена, когда у человечества встает вопрос ребром «быть, или не быть»? В блокадном Ленинграде, к примеру. Тогда на «аукционе жизни» Саврасов или Фаберже «уходили» за буханку хлеба или за пару детских валенок!  Об  этом  нужно  помнить.

    Но и в дни мирного куража случались перемены в понимании прекрасного, а затем и ценного. Вот яркий пример. Знаменитая фотография Мерлин Монро, ловко пропущенная через некую программульку - праотца нынешнего Photoshop. Сейчас это самая дорогая фотография в мире. Плюс права на сам фотобренд. Рост интереса к подобным аватаркам на аукционах уже нельзя не отметить. А «новое искусство» ускоренно движется к цифрам на ценниках произведений эпохи ренессанса. Темнокожий гаитянский мастер  Жан ­Мишель Баския по сути граффитист.  Портрет его работы Profit I, выполненный, на мой, не искушонный взгляд, в эстетике «точка, точка, огуречик…»  на Christies 14 мая 2002 года был продан за 5 миллионов долларов! А за биенальную инсталляцию Маурицио Каттелана «инвестор от нетленки» выложил 1.800.000 американских рублей. А между тем объектом капиталовложений в тот раз было… чучело лошади, подвешенной к потолку! Для сравнения: картина мастера из Антверпена начала XVII в. Франсуа Хальса «Портрет мужчины держащего книгу», по информации некоторых источников, выручила для ее обладателя «всего» около двух миллионов долларов?! 

  Как бы нам всем и на вечное в скором времени не пришлось пересмотреть свои взгляды. Ирония Судьбы мало предсказуема. Как знать, быть может портрет «Аватара с горностаем» работы Вашего автора через полста лет сможет превзойти по стоимости бессмертную «Даму с горностаем»  Да  Винчи?  Да я и сам смеюсь.

Сергей Баршай.

Опубликовано в издании КомоК (г.Красноярск) № 41 за 24.10.2011г.

Просмотров: 909 | Добавил: barSB | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz