Справка
ВОГ. С августа 1975 года, в
соответствии с приказом МинЗдрава СССР, лицам с нарушением слуха (включая
тотально глухих инвалидов) было
предоставлено право управления автомобилем категории «Б». Однако, в недрах
нынешнего Министерства Здравоохранения, Социального Развития и Труда России с
июня 2010г. готовятся поправки к документу, именуемому «Перечень медицинских
противопоказаний к управлению транспортными средствами и ограничению
водительской деятельности». В этих поправках к ФЗ «О безопасности дорожного
движения» № 196 от 10.12. 1995г такой показатель, как «полная глухота»,
предлагается считать поводом для запрета к вождению технических транспортных
средств всех категорий. Захлопываю дверку светлой «шестерочки» и говорю водителю «поехали»!
Потом смущаюсь, ведь я не знаю, понял ли меня таксист?
О том, как понимают глухие
водители своих пассажиров, свой автомобиль и сотрудников дорожной инспекции
рассказал опытный водитель-бомбила Сан Саныч.
- Я хотя и не слышу, но понял ваши слова, - угадывает
причину моей растерянности Александр Александрович.
В голосе моложавого обаятельного водителя, внешне напоминающего актера
Гошу Куценко, звучат странные металлические интонации. Слова словно исходят не
от человека, а от некоего синтезатора. Такова особенность речи не слышащих
людей.
- Я не всегда был глухим. В три года перенес тяжелое заболевание.
Глухота стала осложнением после него. Так что к тому времени я уже умел разговаривать,
– поясняет Сан Саныч (так он предлагает называть себя. А фамилию, по ряду
причин, наш герой не называет)
. – За рулем я очень давно. И
никаких серьезных дорожных происшествии за все годы со мной не было. Вообще-то,
я таксовал не всегда. Я же зубной техник по образованию. Успел поработать по
профессии. А в начале девяностых под сокращение попал. Вот так и вышло, что
теперь машина - «кормилица» наша. Моя, и семьи моей. Две дочери подрастают у
нас с супругой. Так что только успевай, папа, крути баранку. Деньги семье
нужны. И сама машина существо живое, женского рода, любит уход и внимание. Не
будешь на машину тратится – закапризничает!
Вот уже семнадцать лет, как я таксист.
- Александр,
и как вы общаетесь со своими пассажирами, с другими участниками движения? С
автоинспекторами, наконец? Ведь, как в сегодняшнем нашем разговоре,
сурдопереводчик с вами не всегда «случайно» оказывается в вашей машине?
-Ну разумеется, заместитель председателя краевого ВОГ Марина Туренко с
нами сейчас не случайно. Но если бы не ее сурдоперевод, мы бы все равно друг
друга поняли.
Обычно я могу «прочитать» речь
собеседника по его губам. В крайнем случае, под рукой всегда блокнот и ручка.
Город я знаю не плохо. Долгие объяснения не потребуются. И люди тоже с
пониманием относятся к моей проблеме. Многим доводилось общаться с глухими. Нет
особых проблем в общении. Как всякий таксист, вечерами я не редко подвожу
подгулявших пассажиров. И что? И с ними нет особых проблем в общении. И ГИБДД
не имеет к нам претензий. Добрая половина глухих людей водят автомобиль. Очень
многие, как и я, подрабатывают на машине. Сейчас и молодым здоровым людям проблематично
найти работу с хорошей оплатой. А инвалиду и подавно. Вот и крутим баранку,
прислушиваемся к машине.
-А в самом деле, Александр,
как вы слышите звук двигателя – те ли у нее обороты, на той ли «нотке поет» мотор? А если сирена от
«скорой» или «пожарки»? Вы вовремя их пропустите?
- Я не то что вовремя пропущу, я наверняка это сделаю один из первых!
Дело в том, что глухой водитель всегда более внимателен за рулем, чем
все прочие водители. Я же не заговариваю в машине с пассажирками. Мне просто не
видно губ, а значит я их не пойму в ходе управления машиной. В отличие от очень
многих водителей, глухие не говорят за рулем по телефону. Так что включенные
«мигалки» в зеркала я всегда увижу.
А машину глухие не слушают, они
чувствуют ее. Как бы вам это объяснить? Через руль, через педали ощущения идут.
По вибрации, по малейшим подергиваниям, я сразу почувствую и пойму, что с
машиной, в случае неполадок в ее работе. Это уже внутри нас, глухих шоферов. Только "по слуху" парковаться я не приучен.
-Сан Саныч, значит вы
считаете, что глухие водители не представляют особой угрозы для остальных
участников движения?
- Думаю, что мы менее опасны, чем лихачи, у
которых считается, что пропустить пешехода это ниже их достоинства. Или
повторю, те же трепачи за рулем с телефонными трубками у уха. Если глухим
запретят водить машину, это будет разрушением уклада жизни многих тысяч семей.
Ни на дачу, ни на работу, ни детей не увезти в школу, в спортзалы или еще куда-нибудь.
А для тех, кого руль «кормит», трагедия в двойне. Нам никто другой работы не
предложит.
Справка ГИБДД. Инспектор по пропаганде ГИБДД Красноярска
Галина Круглова сообщила, что:
- ДТП с участием глухих
водителей очень большая редкость. Если поднять сводки, может такие и найдутся.
Но на память я и не припомню подобного случая. Они действительно очень
дисциплинированные водители. Другие органы чувств, по-видимому, при глухоте
обостряются и полностью компенсируют их физический недостаток. Я считаю, что
запрещать глухим водить машину было бы не гуманно и не справедливо.
Другое дело профессиональная
водительская деятельность. Я не врач, и не вправе давать заключений о степени
физических ограничений глухого человека.
Но как пассажир, я бы предпочла, чтобы меня
и мою семью вез здоровый водитель. Дело в том, что усталость может
накапливаться, и тогда концентрация внимания неизбежно ослабевает. У глухих
водителей в том числе. Так что я бы предложила глухим водителям, все-таки
поискать другую работу и не рисковать собой и здоровьем пассажиров.
Сергей Баршай. Фото автора.
Опубликовано
в газете «Городские Новости» за 20.XI.2010г.
P/S
. Уже когда материал уже лежал в редакции было получено сообщение от краевого ВОГ о
том, что Министерство Здрав и СоцРазв не намерено включать тотальную глухоту в
перечень заболеваний, при которых управление автомобилем может быть запрещено. Видимо многочисленные протесты
ряда общественных организаций глухих и «добро» от ГИБДД было принято чиновниками к сведению.
Так, что рули спокойно, Сан Саныч! Счастливого пути!
|