В последние годы тема больницы стала
поистине неиссякаемым источником вдохновения ( а, значит и дохода) для
киносценаристов и постановщиков. Люди в белых халатах едва успевают сменять
один другого в различных сериалах по всем телеканалам. Но, как сказал
прозорливый Шелленберг в культовом сериале про Штирлица: «…маленькая ложь
порождает большое недоверие…». Да, «не верим!», ибо видно по многим эпизодам,
что знаний социальных, а не гламурных, реалий нашей жизни у авторов не на грош!
Генерал,
вас здесь не лежало.
-А у вас тут бардак, - безапелляционно и властно заключает седой мужчина
в инвалидной коляске. Придется мне навести здесь порядок! - объявляет он.
- Но, товарищ генерал! - виновато лепечет бедолага заведующий
отделением, - Вы поймите, что…
- Стоп камера, - жутко охота воскликнуть при виде этой неправдоподобной
сцены зрителю, хоть немного знакомому с жизнью российской больницы. В свое
время Ваш автор отдал, без малого, два года отделению ортопедии Краевой
больницы. Словом, лежали, знаем! За 20 месяцев моего пребывания в палате,
больше смахивающей на ангар на 13(!) коек (это 1983-й год, сейчас все иначе)
успело рядом полежать порядка 250 пациентов. А через отделение за это период
прошло более 1000 больных! Народ разный. Спортсменов много было, от регбистов
до шахматистов (да не шучу я, гроссмейстер Псахис Лев в соседнем коридоре
лежал) Прошли через палаты и директора и колхозники. Но генералов не было, и
быть не могло! Ибо в госпитале лечение такое же (если было нужно, профессор наш
туда оперировать шел), а вот условия в госпитале получше. Я даже отставных
офицеров не видел, а тут генерал. Не верю!
Выше голову.
Коляска с нашим генералом останавливается.
- Пройдемте - ка пешком, - командует генерал санитару, враз превратившегося
в денщика. Они идут, с кем-то знакомятся. И генерал учит медиков жить с высоко
поднятой головой.
Именно таким незатейливым образом актер играет роль ослепшего от ран
героя. Откуда же взялся этот, привязавшийся на многие годы в нашем кино
актерский стереотип, о том, что раз слепой, должен ходить голову задравши?
Василий Ливанов, признанный лучшим Холмсом XX века, на заре актерской юности сыграл главную роль в фильме
«Слепой музыкант». Увы, и он не смог тогда избежать этого дурацкого стереотипа
- полтора часа ходил, глядя в потолок. Ну неужели невозможно постановщикам познакомиться
с людьми, которых постигла тяжкая доля слепоты, неужели актеры не могли бы
«выхватить» истинные привычки незрячих людей? Да, не верю, конечно, могли бы.
Сумел же Аль Пачино в фильме «Запах женщины» блистательно и чертовски точно
сыграть слепого полковника. Он с поводырем даже за рулем Феррари там
прокатился. И лично я поверил, такой мог! А нашим киношникам что помешало
правдиво сыграть слепого? За державу обидно!
Невластные над кольцами.
Грустно бывает, когда видишь, (причем наблюдаешь в течении многих лет)
что разговор о проблемах инвалидов для иных деятелей искусства, для некоторых
из пишущей и снимающей братии, да и для многих политиков, своего рода ролевая игра,
и ничего более. Это о еще одном распространенном стереотипе. В последние годы
уже модным стало попробовать себя на месте инвалида. Походить по улице с белой
тростью и с завязанными глазами, покататься в инвалидной коляске. Я однажды
пытался отговорить от этой затеи репортера известного в крае издания:
- То, что для опытного слепого пустяк, тебе покажется неодолимым
препятствием.
Не за долго до этого имел я удовольствие наблюдать, как Александр
Клименков, тотально слепой человек, без трости и без сопровождающего непринужденно
спустился из зала заседаний городской администрации и уверенной поступью прошел
к гардеробу. Это уже надо уметь! То же самое в коляске. Ловкий инвалид
перемахивает через невысокие бордюры и не замечая их. А молодой сильный парень
впервые севший в коляску, не может властвовать над колесами коляски, как
инвалид. Он, в данном случае, дилетант от инвалидности (а, возможно, что и от
журналистики), опрокинется и будет клеймить все вокруг. Ну не может весь город быть
построен по заявкам исключительно инвалидов. Баланс взаимоприемлемых условий
обществу придется искать во все века. А иначе инвалиды, как класс, начнут
вызывать у остального общества аллергию. И вот такая разовая любовь к инвалидам
от киношников или от не умудренного жизненным опытом журналиста может не то что
не посодействовать взаимопониманию, а… в лучшем случае вызвать досаду и смех,
от неловкого рвения. Вот так нередко и случается, что с благими намерениями
берутся за некую проблему инвалидов люди (и люди-то точно хорошие), а мы все
одно – не верим!
Сергей БАРШАЙ.
|