Заявить о проблемах инвалидов-водителей, да так, чтоб власти услыхали, вот цель состоявшегося в начале осени автопробега Москва – Владивосток.
Сложнейшее автопутешествие приурочено к 85-летию Всероссийского Общества Глухих. Однако, помимо праздничных мероприятий, которые приготовили к приезду автопутешественников радушные хозяева по маршруту следования автомобилей, хоть в Татарии, хоть в Чите, хоть у нас, в Красноярске, пилоты автомобилей формулы «УАЗ» и «Газель» проводили обследование состояния дорог и придорожной инфраструктуры на предмет ее доступности для инвалидов разных категорий.
Квалифицированную помощь в этом оказывали эксперты Международной Академии Автотранспорта. Представитель дорожной Академии Елена Кашевская в своих замечаниях была дипломатична. Она считает, что дороги в нашем крае совсем не так уж плохи, по сравнению со многими трассами в других регионах России. Однако в дневнике автопробега, публикуемом в Интернете (http://www.vog.su/top/news/vog) высказывания о нас более критичны. Вот выдержка из дневника автопробега:
- Дорога в этих местах, что в Красноярском крае, что в Иркутской области - оставляет желать лучшего, местами нет даже асфальта. И это на федеральной трассе... Эх, российские дороги, пыль да туман... (Пунктуация и стиль автора текста с сайта)
Что ж, поделом. А о том, что придорожный сервис в Сибири, мягко говоря, крайне «ненавязчив», гости отмечали открыто. Что греха-то таить? Это же не насмешка, а общая беда России – дороги и … «непродуманность в обустройстве безбарьерной среды», как тактично это назвала Елена Кашевская.
Автопробег инвалидов для Красноярья, явление не диковинное. В свое время проводились автопробеги с участием инвалидов-колясочников. Они тогда прогнали до Владивостока «Газель» на … ручном управлении! И, еще в девяностые годы, на Запад автоокно прорубали инвалиды, с видом на Париж. - А сколько автопробегов по маршруту Красноярск-Владивосток совершили водители – инвалиды, перегоняющие автомобили на продажу?! - председатель красноярского регионального отделения ВОГ Николай Кондратьев и сосчитать не берется.
Отличие этого пробега – гораздо большая его деловитость и практичность наблюдений и дальнейших выводов. Путевые наблюдения и рекомендации по улучшению безбарьерной дорожной среды от участников автопробега по его окончанию лягут на столы специалистам МинТранса и МинСоцразвития, а также попадут к законодателям разных уровней.
Другая важная составляющая автопробега от ВОГ осени 2011 года, это встречи и знакомство с людьми неравнодушными к шоферской «баранке». Ну разве не интересно было познакомиться участникам пробега с Владимиром Сергеевым в Казани? Он - единственный в России водитель, имеющий право на управление автотранспортом всех категорий. И опыт дальнобойных перегонов на «Камазе»-фуре с прицепом. И это при том, что Владимир совершенно не слышит! Работодатели Сергеева особо отмечают его мастерство, надёжность и решительность - качества, необходимые настоящему дальнобойщику.
Вице-президент ВОГ Станислав Иванов не скрывал сожаления о том, что в России глухим водителям чиновники не только не помогают, порой просто мешают жить! А, между тем, за рубежом глухие водители автобусов и грузовиков - обычное дело.
Станислав Иванов и юрист Максим Ларионов донесли до СМИ свой взгляд, акцентированный на проблеме неслышащих пользователей дорожной инфраструктуры.
- На автозаправочных кассах большинство из нас, глухих, не могут сказать, объяснить, чтобы поняли, мы вынуждены писать. И не каждый оператор способен адекватно ответить. Чаще отмахиваются, не понимая, чего хочет человек. Это нас так воспринимает общество. Мы пытаемся доказать этим автопробегом, что глухие многое могут,
Похоже, что эти слова Максима Ларионова для многих представителей красноярской прессы, прозвучали как откровение. Ваш автор в ходе разговора с участниками автопробега отметил, что в нынешним году Обществу Глухих удалось отразить угрозу от государства- попытку лишить неслышащих инвалидов права на управление автомобилем. Но теперь возникает новая угроза. Всех таксистов уже с нынешней осени обязывают проходить процедуру лицензирования. Как намеренно Общество защищать глухих таксистов?
Юрист Максим Ларионов заметил, что ему, как тотально глухому водителю, эта проблема понятна и близка.
- В настоящий момент, исходя из нынешних законодательных нормативов, у неслышащих водителей нет никакой возможности получить лицензию на легальное «таксование». ВОГ теперь предстоит огромная работа с законодателями. Несовершенную, с точки зрения инвалидов, законодательную базу необходимо менять. И в этом случае никто не гарантирует, что власти нас услышат, - полагает юрист Ларионов.
Действительно, законодателям и чиновникам нужно объяснять, что называется «на пальцах», как разъясняют сурдопереводчики очевидные для глухих вещи. И тут все средства хороши, от газеты, до Интернета, от личных бесед с представителями Власти, до агитационного автопробега! И Всероссийское общество глухих и после своих «восьмидесяти пяти» во всеуслышание о проблемах своих инвалидов заявлять не устанет.
Сергей Баршай. Материал опубликован в газете "Городские Новости" (Красноярск) за 23. 09. 2011.