Вокруг работы логопедов сложилось немало стереотипов, нередко ошибочных. Логопеды Галина Макеева и Оксана Сергеева работают с детьми, имеющими самые сложные проблемы, зачастую, не только с речью. В канун женского праздника эти два специалиста помогут нам лучше понять суть работы логопеда-дефектолога.
Галина Макеева: - Начнем с такого стереотипа как то, что мы не медики, как многие полагают, а педагоги.
Оксана Сергеева: - Я дополню, что раньше, ещё в советское время логопедов, как и сурдологов, готовили и педагогические и медицинские ВУЗы. Дело в том, что современный грамотный логопед обязан иметь знания из области медицины, физиологии, педагогики. А также разбираться в различных аппаратных и телесных методиках диагностики и коррекции.
Сергей Баршай: - Тогда понятно, из чего появилась путаница с медиками и педагогами. Достаточно широко распространен и другой стереотип о том, что если ребёнок в пять – шесть лет не выговаривает пару букв, то тут, вроде как, нет ничего страшного, научится позже. К примеру, и старший в семье ребёнок тоже поздно стал четко говорить и - ничего! Что вы, специалисты, на это скажете?
Оксана Сергеева: - Вот именно, что «ничего». А после коррекции специалиста могло быть «отлично»! Если ребёнок не произносит или искажает звуки при произношении, то это может быть лишь вершиной «айсберга». Причиной нарушения звукопроизношения могут быть и трудности в движении языка, и интеллектуальные нарушения у ребенка. Самым легким последствием может стать нарушение фонематического слуха, что неизбежно приведет к проблемам усвоения письменной речи. Словом, если к трем годам у ребенка нет развернутой фразовой речи, то обратиться за консультацией к логопеду и неврологу, совершенно необходимо.
Сергей Баршай: - Какой из ваших учеников был «яркий я»? Чем он запомнился?
Галина Макеева: - У меня был такой мальчик. Имен мы тут, конечно, называть не станем. Малыш был с ДЦП и другими сопутствующими диагнозами. В результате занятий появилась фразовая речь. Но, ребёнок перенёс тяжелую простуду с температурой за 40. После болезни все достигнутые результаты пропали. Пришлось начинать сначала. Тут важно понять, что не все решает мастерство логопеда. Терпение и упорство родителей, понимание того, что в сложных случаях значительного результата можно достичь только при комплексном взаимодействии специалистов и при использовании разных методик (невролог, нейропсихолог, мануальный терапевт, телесная терапия, методика TOMATIS, и многое другое.)
Сергей Баршай: - Вы работали со взрослыми? Кто обращается за помощью логопеда из уже выросших учеников?
Оксана Сергеева: - Обращаются часто. Как правило, к логопедам взрослые люди обращаются с целью достичь больших успехов в своей профессиональной или общественной деятельности. Те, кто становятся публичными людьми: блоггеры, политики, журналисты и так далее.
Если человек созрел и сам серьёзно отнесётся к исправлению своих недостатков, то успех безусловно будет достигнут.
Сергей Баршай: -Дамы, я знаю, что у каждой из вас есть сын. А со своими сыновьями работать приходилось?
Галина Макеева: -У моего сына недостаток был в одном звуке. Я предлагала поработать над исправлением, но он сначала не хотел. А в 12 лет он вдруг сам предложил: «Давай исправим. Я буду упорно выполнять все, что ты, мама, скажешь»! Через месяц занятий дефекта не стало.
Оксана Сергеева: Я занималась со своим сыном от рождения до школы. У него была родовая травма, и если бы я не была логопедом, то последствия могли оказаться серьёзнее и с учёбой могло быть посложнее.
Сергей Баршай: - Оксана Ивановна и Галина Владимировна, я с детства с большим почтением всегда обращаюсь к учителям и к докторам, только по имени - отчеству. Но при том, я знаю, что вы сами часто становитесь учениками и внимаете словам строгих учителей. Чему учитесь, как находите полезные для вас курсы и семинары?
Оксана Сергеева: - Да, верно, «училки» тоже учатся! Вся информация теперь в Интернете. Масса предложений. Отбираем те направления, в которых чувствуем дефицит знаний и умений. В основном это те методики, которые позволяют ускорить процесс коррекции речи.
В прошлом году учились в Ариэльском университете (Израиль). В этом году в Москве. Дорого, конечно, но очень продуктивно. Главное препятствие перед нашими поездками на учебу - нехватка времени. Нам доверили детей, как правило детей со сложными проблемами. Порой они не говорят совсем, не откликаются на своё имя, не реагируют на слова родителей. И тут очень важно не прерывать учебный цикл. Дети ни в чем не виноваты. И то, что мы хотим послушать опытных специалистов, не должно быть поводом прерывать занятия. Поэтому наши образовательные поездки краткие, часто за счет наших выходных дней или отпуска.
Сергей Баршай: - И как изменяете ситуацию, чтоб можно было сказать «есть контакт»?
Галина Макеева: - Это всегда индивидуально. Но тут уже специфика. Балансировочная доска, работа с мячиками, TOMATIS–терапия, телесная терапия. А ещё мы поём. Мелодия в два аккорда, даже проще, чем «в траве сидел кузнечик». Это привлекает внимание ребёнка помогает наладить первые ростки взаимопонимания. Кстати, эту технологию мы тоже освоили на одном из учебных курсов.
Вот конкретный пример работы с применением приёмов освоенных на нашей учёбе. Мальчик 7-ми лет. Заболевание проявилось после нейроинфекции, развитие по типу ДЦП, эпилепсия, не ходит. Интеллект сохранный. На начало занятий - обращенную речь понимает в ограниченном объеме, самостоятельной речи нет. Речевого выдоха нет (совместное дыхание через рот и нос), гортанный вскрик с большим усилием.
За полтора года пения, ритмичного стука (руками, по телу, качаний и иных подобных действий), работы со звуком и фразой и, разумеется, всех остальных возможных действий логопеда в данной ситуации научился говорить фразу до 4 слов с предлогом - это на занятии. В жизни - 2 слова. Может отвечать на вопросы учителя и домашних, разговаривать по телефону. Стала доступна коммуникация с любым человеком. Освоил простые формы звуко-буквенного анализа (это то, что касается непосредственно говорения и понимания). Обращенную речь понимает в полном объеме, доступны шутки, сам может пошутить, заучивает и рассказывает стихи. Качество говорения весьма слабое, но близкие понимают его хорошо и с учителями старается говорить внятно, насколько может. В этом году начинает обучение в школе.
Сергей Баршай: - Я знаю, что, помимо педагогического, вы обе в своё время получили административный опыт. Вам это теперь помогает или то была «сказка о потерянном времени»?
Оксана Сергеева: - Помогает очень. Прежде всего в умении удерживать позицию перед родителями «на стороне ребенка». А также выстроить стратегию комплексной коррекционной помощи для конкретного ребенка.
Сергей Баршай: -В заключение давайте поломаем ещё один распространённый стереотип. Он касается аутичных детей. Народ считает, что дети с таким диагнозом не управляемы, зато сплошь гениальны. Насколько это верно?
Оксана Сергеева: -Думаю, что во многом эти стереотипы созданы киномифами. И у некоторых родителей действительно может быть ожидание каких-то особых способностей от детей, как сопутствующего довеска к диагнозу аутизм. Наши личные наблюдения и практический опыт не дают оснований утверждать, что упомянутое состояние психики обязательно компенсируется явными талантами или особыми способностями ребёнка. Мы вообще, считаем, что талантливы все дети. Просто взрослым не всегда удаётся развить детские дарования. Аутизм и расстройства аутистического спектра встречаются всё чаще. За помощью обращаются родители с детьми разного возраста и разной сложности дефекта. Мы стараемся помогать всем, по мере своих знаний, умений и опыта. При грамотной работе с такими детьми положительный результат достигается; и агрессия нивелируется и в сообществе человек адаптируется. Но это требует усилий и огромного терпения! И это уже отдельный разговор и совершенно другое направление работы.
Сергей Баршай: - Что ж, тогда мне остаётся от имени наших читателей пожелать вам обеим дальнейшего совершенствования в столь удивительном, безусловно творческом труде и личного женского счастья!
Записал Сергей Баршай. Фото автора.
Опубликовано в газете «Городские Новости» (г.Красноярск) за 1 марта 2019г.
|