Не устаю удивляться многогранности отзвуков юбилея Великой Победы в душах наших земляков. Молодых в особенности. Казалось бы, минуло 70 лет и уже дистанция между русско-турецкой и Великой Отечественной войнами едва ли не уравнивает их восприятие?! Ан нет!
И вот пример того, что 9 Мая и для юных не просто красный квадрат на календаре, а фраза «бессмертный полк» - не пустой звук. Василий Селюков совсем молодой человек. Но он уже сумел помочь юным актерам-инвалидам (и не только) из детского «Театра для самого «слабого»».
Василий согласился на пытку моими вопросами.
- Василий, вы с театром-студией из организации родителей детей-инвалидов «Открытые Сердца» поставили мини-мюзикл. Почему, такой жанр, а не что-то патетичное?
- Наверное, потому, что я люблю народный театр. Я сам в нем занимался подростком. В комедии Чехова Ломова сыграл. А мюзикл почему? Просто я очень люблю оперетту. Оперетта – жанр в России некогда очень популярный. И в советское время этот веселый жанр, хотя и был политизирован, но «строить и жить помогал». Бессмертную кинокомедию Александрова «Веселые ребята» я лично тоже бы определил, как оперетту. В какой-то момент у нас в стране пытались мюзиклами увлекаться, но, по моему, без особого успеха. И наши, красноярские современные музыкальные постановки меня, помягче скажу, не очень порадовали. А в своей постановке мы за основу взяли легендарную киноленту о войне, которой, кстати, тоже исполнилось 70. Я говорю о фильме «Небесный тихоход». В ней тоже много песен, которые надолго пережили своих авторов и первых исполнителей и остаются узнаваемыми и в наши дни.
- Да, это так. Я видел ролик с вашей постановкой и узнаваемые куплеты «первым делом, первым самолеты» в исполнении юных актеров в форме летчиков, сидящих в инвалидных колясках одновременно и улыбку и слезу прошибают! Василий, Вы впервые работаете с детьми, да еще и с инвалидами с диагнозом ДЦП. Сложно? За какой срок вы создали эту «небесную» постановку?
- «Я еще не волшебник, я только учусь». Я студент красноярского «Колледжа Искусств имени П.И. Иванова-Радкевича». И мы стараемся участвовать во всевозможных любительских постановках нашего города. В нашем колледже это приветствуется. Так что я много занимался постановками. Особенно, постановкой танцев. Ставил старинные танцы. Сейчас, в молодежном центре «Пилот», я второй год веду проект «Городской вальс». Так что самостоятельная работа по постановке мне не в новинку. Да и занимался с ребятами я не один, а со студенткой нашего колледжа Машей Дашковой. Что до особенностей актеров с особыми потребностями? Мы быстро нашли взаимопонимание. Общие интересы, общая задача, наверное, нас привлекли взаимно!
-Я слыхал, что вы поставили ваш мюзикл за один месяц. Но это же не всякому коллективу «профи» под силу. А тут приглашенный постановщик с труппой инвалидов за месяц управился. Энтузиазм?
- И он тоже. Тут давайте по порядку. Во-первых, детская студия объединяет людей разных возможностей и возрастов. Корреспондента Валю у нас играла Лиза Шпак. Она играла сидя в коляске. И персонажи летчики, тоже были в колясках . Майор «Булочкин» - Радик Нига, а Семена Тучу сыграл Андрей Зырянов. Оба большие выдумщики. В ходе репетиций дали мне немало полезных подсказок. Творческие ребята и, между прочим, уже с некоторым актерским опытом! Студия существует не один год. Это тоже ускоряло процесс. Но в труппе много вполне здоровых ребят. Например, девочки, которые согласно песни, после самолетов, «потом». Как они лихо отплясывали!
- Василий, а сам кого играл. Форма на вас отлично смотрится!
- Сам я исполнил роль Сергея Кайсарова, тоже истребителя. Я подключался к сценическому действию только во время исполнения песен. Задавал, так сказать, тон. А форму я надел не впервые. Я успел отслужить в рядах вооруженных сил России. Долг отдал! А еще успел выучиться на ювелира и даже поработать в этой профессии. Так что художественный, творческий уклон во мне очевиден. Но сцена меня перетянула. И, кстати, вернемся на сцену. Мы сумели успеть с постановкой к юбилею Победы еще и благодаря активнейшему участию родителей этих неунывающих, не смотря на огромные сложности в их жизни, ребят. Та же форма ими пошита, сапожки для девочек, к примеру, сшиты тоже специально. А декорации на сцене. Папа Андрея Зырянова изготовил 2 самолета. Один просто огромный. Он не намного меньше настоящего! Ребятишки могли на этом самолете встать на крыло в буквальном смысле. И, разумеется, в творческом!
- Да, Василий, руководитель «Открытых Сердец» Елена Нига мне рассказала, что еще была ими проделана огромная поисковая работа. Искали портупеи, фуражки времен Войны. Все было подлинное, все артефактное! В заключении, скажите, Василий, что Вы возьмете для себя из общения с юными актерами в колясках?
- Мы с моей партнершей по постановке Машей Дашковой очень рады нашему творческому знакомству с детской студией и совместной работе над нашим «Тихоходом». Я видел как умеют терпеть, как умеют работать через «не получается» эти ребята, как умеют они не скулить ни в каких обстоятельствах. Теперь если что-то буксует в делах, или лень нападет, я всегда вспоминаю этих ребят. Они стали нам примером. В разговоре Вы, Сергей, упомянули «бессмертный полк». Можно считать, что наша постановка – это мой взнос в этот полк. Мой прадед тоже воевал. Я знаю и помню весь его боевой путь. Он оказался коротким. Прадедушка погиб под Смоленском. Надеюсь ему за меня не стыдно. Память о той Войне лично для меня звук вовсе не пустой.
Беседовал, Сергей Баршай.
Опубликовано в газете «Городские Новости» (г.Красноярск) за 19. 06.2015г.
|