Что значит для человека в инвалидной коляске совершить
дальнее путешествие? Авиаперелет или дальнюю поездку на железнодорожном
транспорте? Этот шаг, по сути, сродни подвигу - настолько сложно в условиях
наших аэропортов и железнодорожных авто и речных вокзалов совершить такую
поездку человеку с серьезными физическими ограничениями.
Татьяна Черкашина в прежние времена регулярно
совершала авиа перелеты на дальний Восток. Там находился оздоровительный
пансионат, в котором Татьяна получала эффективное лечение по своему
заболеванию.
- Последний раз я
летала в 2000 году. Я всегда летала одна. Родственники сопровождали только до
кресла самолета. Администрация аэропорта тогда позволяла провожающим помочь мне
подняться на борт самолета. Коляску, обычно, пристраивали на небольшую площадку
у кабины пилотов, - делится впечатлениями об особенностях национальных
авиаперевозок инвалидов России Татьяна. - Это никогда не вызывало возражений со
стороны экипажа или недовольства других пассажиров лайнера. Я считаю, что в полете
инвалид требует внимания и опеки ничуть не больше, чем любой другой пассажир.
Руководителю
организации родителей детей-инвалидов Елене Ниге доводилось сопровождать в
авиаперелетах до трех-четырех ребятишек
в инвалидных колясках.
- Особенно сложен
путь домой. Если на пути «туда» инвалида к трапу обычно доставляет машина
медпункта аэропорта, то обратно никто не встречает. Не встречают, даже если
была договоренность встретить. А подъем инвалида по трапу в наших аэропортах,
дело самого инвалида и его сопровождающих. Договариваешься частным образом с носильщиками
о помощи инвалиду за NN-ую сумму - и «Вперед»! Коляски инвалидам позволяют
взять в самолет далеко не во всех авиакомпаниях. В этом случае, когда выходишь
из самолета, то хоть на пол ребенка сажай! Багаж и коляску пока получить
сумеешь. Инвалиду на больных ногах столько не простоять. А у нас дети с ДЦП,
Некоторые из них вообще стоять не способны. Для сравнения, когда мы прибыли в
Швейцарию, то нам с высадкой больных детей таможники помогали!
Наталья Михайлова
отправляла своего ребенка-инвалида на лечение с бабушкой. Так особой процедурой
было получить позволение припарковать автомобиль, доставивший инвалида на
парковку у аэропорта. «Договаривайтесь с таксистами, - сказали ей, - Может
пустят?» Везде люди, пустили! Однако, В аэропорту охрана ей не позволила выйти
на летное поле, чтобы помочь спустить по трапу больного ребенка. Сотрудники
медпункта подогнали к трапу машину, и невозмутимо взирали на то, как бабушка с
помощью добрых людей спускали инвалида по трапу.
Айнуре Сулейманова, помимо того, что она
инвалид-опорник первой группы, «спортсменка –студентка».
- Я
часто летаю, в среднем раз в два месяца. То на лечение, то на турниры, –
говорит Айнуре.
Так что о том, что
аэропорты нашей страны -территория контрастов, девушка знает из собственного
опыта.
- Московские
аэропорты теперь готовы к обслуживанию инвалидов. Там есть служба, которая
встречает инвалида и сопровождает его до места назначения или пересадки,
отмечает Айнуре, - Но в аэропортах регионов России до сих пор туалеты для
инвалидов так построены, что в них коляска не всегда проезжает через дверной
проем. Невольно сравниваешь сервис, который обеспечивают в аэропорту
Симферополя в Украине. Эта страна никак не богаче нашей, но условия и отношение
к инвалидам в ней на порядок лучше. А у нас девушке дважды приходилось
сталкиваться с заявлением экипажа самолета о том, что без сопровождающего инвалида-колясочника,
мол, они не повезут.
Однако, Айнуре учится
на юрфаке СФУ, и, само собой разумеется, что она свои права знает. Она требует
показать ей нормативный акт, который бы запрещал перевозку инвалидов в самолете
без сопровождающего. Такого закона, естественно, просто нет.
Совершенно
непонятно откуда родился стереотипный вопрос к инвалиду, «А вдруг вам в полете
станет плохо?» Но ведь в небе плохо может стать любому пассажиру. На то и
страховки, включенные в стоимость авиабилета.
И вот, наконец, в России появится новый
стандарт авиаперевозок для инвалидов. Соответствующее соглашение в этом году было
подписано между представителями аэропорта Домодедово, компанией
"Трансаэро", а также Ассоциацией производителей сервисных услуг для
пассажиров и Всероссийским обществом инвалидов. В рамках этого соглашения предполагается
создать совместную информационную базу по нормативным требованиям и программу
специального обучения сотрудников авиакомпаний и аэропортов. Разработчики этого
соглашения надеются на то, что соблюдать данный стандарт станут и остальные воздушные перевозчики и
аэровокзалы.
«Мы
хотим, чтобы на базе этого стандарта происходила, в том числе и сертификация
всех транспортных предприятий на соответствие и благодаря этому расширялась
возможность пользоваться услугами транспорта для пассажиров с ограниченной
мобильностью",- пояснила в своем интервью одному из федеральных
телевизионных каналов генеральный директор авиакомпании "Трансаэро"
Ольга Плешакова.
По ее словам, в
авиакомпании сейчас имеются все технические средства для пассажиров с
ограниченной мобильностью. А персонал специально обучен по методикам ведущих
зарубежных транспортных предприятий.
Нам же остается
надеяться что этот «процесс пойдет» и новые стандарты авиаперевозок инвалидов
будут внедрены и аэропортах нашего края. А подъемники к трапам и прочие новинки
спецавиасервиса появятся после постройки нового терминала в аэропорту
«Емельяново». Так что, все улетим?
Сергей
Баршай. Опубликовано в газете "Городские Новости" (г.Красноярск) за 25.11.2011г.
|