Нынешний год указом Президента России назван «Годом
истории». И это не случайно. В августе исполняется 200 лет с того дня, когда
полки Наполеона Бонапарта пересекли Неман, пограничную реку в те годы для
Российской Империи, и двинулись на нашу Столицу.
Не
удивительно, что краевая специализированная библиотека для инвалидов по зрению старается не отставать от тенденции. Исторический
юбилей здесь встречают новыми книгами с тактильными иллюстрациями ручной работы,
посвященными этой дате, чтимой в России до сих пор. К 200-летию Отечественной войны 1812 года
мастерами тактильной иллюстрации Екатериной Жуковой и вашим слугой покорным,
Сергеем Баршаем было изготовлено пять барельефных изображений памятников героев
той Отечественной Войны. Это барельефные копии бюстов князя Багратиона и
фельдмаршала Барклай де Толли. Это бюст молодого в дни битв генерала,
партизана, а также известного гуляки-поэта Дениса Давыдова. Кроме того в этот
тактильный сборник вошла копия мемориального барельефа «девицы – кавалериста»
Надежды Дуровой. Этот камень-барельеф установлен
на месте, где когда-то был доме Дуровых
в городе Сарапул (Республика Удмуртия). Именно Надежда Дурова стала прототипом
героини культовой кинокартины «Гусарская баллада».
Работа над такой галереей исторических
персонажей потребовала изрядной предварительной подготовки и весьма приумножила
представления художников о событиях тех лет. После многих часов проведенных в
Интернет поисковиках, мы узнали, к примеру, что цирковые династии Дуровых, а
равно двоюродный брат укротителей, Лев Дуров, это потомки той самой «кавалеристки»
Надежды Дуровой. И что на момент преображения мадам Дуровой в юного корнета,
«девице кавалеристу» уже, оказывается, «стукнуло» двадцать девять лет!
История,
разумеется, не терпит сослагательного наклонения. Но история полна стереотипов.
Вот
стереотип, открытие которого в ходе работы над новыми книгами поразило нас с
Екатериной Жуковой более всего. Это произошло в ходе изготовления барельефной
копии бюста Михаила Кутузова, установленного в Смоленске, работы скульптора
Томского. Мы, как многие россияне,
многие годы были заложниками представлений о Кутузове, созданными рядом актеров
в исторических фильмах. Та же «Гусарская Баллада» с легендарным Ильинским в
роли Голенищева-Кутузова. В «Войне и Мире» С.Бондарчука фельдмаршала играл
Борис Захава. Были другие появления на экране Кутузова. И везде победитель
непобедимого Наполеона был одноглаз. По сути,
он был инвалидом. Везде актеры появлялись на экране с черной повязкой на
правом глазу. Не удивительно, что стереотип об одноглазом фельдмаршале утвердился
в наших представлениях о нем. И вдруг мы
читаем:
«Кутузов не пират, ему повязка на глазу не
нужна!»
«В последние годы
стали массово тиражироваться изображения главнокомандующего русской армией в
1812 г. генерал-фельдмаршала светлейшего князя М.И.Голенищева-Кутузова с
повязкой на правом глазу. «Одноглазого» Кутузова можно увидеть на обложках книг
и журналов, на картинах современных художников и на различных сувенирных
изделиях, а также на бюстах и памятниках. Подобные изображения не соответствуют исторической
достоверности, поскольку Кутузов никогда не носил повязок на глазу. Правый глаз после ранения в голову у Кутузова видел
хуже, но полководец не скрывал его повязками. Кутузов не пират, ему незачем было прятать глаз под
повязку. Нет ни одного мемуарного
или эпистолярного свидетельства современников Кутузова, описывающего
фельдмаршала с повязкой на правом глазу.»
И в далее: «Общественный совет обращается ко
всем художникам и скульпторам, а также к изготовителям печатной и сувенирной
продукции с призывом прекратить заниматься фальсификацией истории и перестать
тиражировать изображения М.И.Голенищева-Кутузова с повязкой на правом глазу.»
Суть
легенды оказалась весьма прозаична на поверку. Начнем с того, что в начале XIX века носить повязки
на глазу после заживления ран было не принято. Даже в том случае, когда глаз
совсем отсутствовал. А история болезни пациента Кутузова такова. В 1788 году в
бою под Очаковым Кутузов, еще генерал, получил ранение в голову. Пуля прошла
навылет из виска в висок позади обоих глаз. Приговор врачей был однозначен –
смерть, Однако Кутузов не только не умер, но даже не потерял зрение, хотя
правый глаз немного перекосило. Удивление врачей и всего света тем, что Кутузов
остался жить и уже через 6 месяцев вновь оказался в строю. При этом ранее, еще
в 1774 г. под Алуштой, так же как и под Очаковым, Кутузов был ранен в голову,
причем пуля прошла практически в том же месте. Врачи считали выздоровление
Кутузова чудом.
А мы
сочли чудом, что у двух красноярских мастеров, изготовителей ручных тактильных
иллюстраций, хватило усердия докопаться до истины. И незрячие пользователи
библиотеки для инвалидов по зрения Красноярска получат представление об истинно
образе Кутузова. Слава богу, скульптор Томский слепил в Смоленске графа
Голенищева-Кутузова с двумя глазами.
В Год истории библиотека получит еще одну
тактильную книгу на историческую тематику. «История герба Российского». Это так
же пять барельефных иллюстраций различных двуглавых орлов. Тут их целый ряд, от
герба-печати Ивана Грозного, гербы белее поздних государей российских и до
современного герба нашей Родины.
Сергей Баршай. Фото
автора.
Опубликовано в газете «Городские Новости»
(г.Красноярск) за 03.08.2012г.
|