Народная дипломатия уже не первый год действует и в среде инвалидов. За
границу теперь ездят не только политики, но и активисты-инвалиды. С делегацией,
отправленной по программе обмена опытом инвалидного бытия «Вместе за качество
жизни», в Швейцарии побывал специалист краевого дворца пионеров Владимир
Солодовников. Он и сам инвалид-опорник. Вот его впечатления от методов и об условиях обучения тамошних
детей-инвалидов.
- И как, Владимир Анатольевич, «ладно ль за Альпами, аль худо»?
- Мы побывали у наших друзей из общественной
организации «BRIDGINBORDERS»
родителей детей-инвалидов кантона Вале. Они у нас тоже уже бывали не раз. В основном
видели мы школы, где обучаются, что называется, дети с «ментальными особенностями
в развитии». Дети с физическими недостатками там, как правило, обучаются в
обычных школах. Условия, конечно, для этого имеются все. Я встретил мужчину в инвалидной
коляске, который управлял компьютером, подавая губами в трубочку струю …воздуха!
Вот еще одно подтверждение того, что нетрудоспособных инвалидов нет.
-Есть
инвалиды, которым не создали приемлемых условий?
-Именно! Главное, чтоб у каждого была
возможность научиться!
Но условия в Швейцарии, по нашим
понятиям, далеко не во всем лучше, чем в
российских школах. У них школы для детей с особыми образовательными
потребностями частные (но платят за обучение в них, как правило, не родители, а
фонды), а значит карман свой, личный. Экономят на всем. Зачастую «квадратных
метров» гораздо меньше на одного ребенка, чем в наших школах. (Владимир иллюстрирует
рассказ фотографиями). Наши санитарные нормативы просто не позволяют в подобном
помещении проводить занятия. Мы ездили по Швейцарии еще до пермской трагедии.
Но я обратил внимание на то, что в школе узкие двери и проходы. $ Коридор тоже узкий, да еще и весь
заставленный. Багров нет, огнетушитель видел однажды. За то в их спортзале я
видел тренажер-скалодром. Почти по Гоголю:«И какой швейцарец не любит быстро
залезть на скалу?»
-Странно все это. С точки зрения наших
многочисленных надзорных структур в Швейцарии нарушаются все нормы, санитарные,
пожарной безопасности и так далее. У нас бы сказали «бардак».
- Пожалуйста, еще грубейшее нарушение. На полках школьного продуктового
склада я видел банки с подсолнечным маслом рядом с явно «не съедобными» банками.
В нашей системе образования ко всему подход куда как строже, чем у них.
Но все-таки странно, что именно у нас, при тотальном регламентировании любого
«функционала», связанного с жизнедеятельностью детей, все чаще случаются
падения крыш и жуткие пожары и прочие трагедии, в которых жертвы исчисляются
десятками и сотнями.
Видел там и занятия с …колодой карт. Нет,
в школах Швейцарии «спортивный покер» никто не пропагандирует. Просто у ребят с
задержкой в развитии интеллекта обычно очень плохая память. Если обычному
ребенку раз карту показать, он тут же скажет: «моя – не моя». А особым детям
нужно все помногу раз повторять. Вот и придумывают швейцарские педагоги простые
карточные игры, которые память тренируют.
Все в их школах очень маленькое.
Расположены школы в живописных гороных местах загородом В школе обычно 4-5
классов. Всего учеников в школах было от 16 до 40. Классы метров по 15, не
более. Есть уголок, где ребенок может отдохнуть и даже поспать. На стенках
рисунки. В их школах не
ощущаешь, как в наших, строгость и некую даже заформализованность. У них все
просто и даже сохраняется обстановка домашности. Кстати, к нашему приезду
никакого лоска не наводили, хотя знали, что нас сопровождают представители
администрации кантона.
-То
есть там безопасность в школах достигается никак не в ущерб уюту? А запреты не
переходят рамок здравого смысла?
-У нас, на мой взгляд, на все смотрят слишком утилитарно. Буквально
каждый предмет в классах должен содействовать процессу познания и развития
ребенка. Если в нашей школе позволят
вывесить в классе детский рисунок, то только в рамочке и скорее всего,
отмеченный наградами с каких-либо с выставок. Ну, или как сейчас, в связи с
Новым годом. Вот это и есть - учить по-русски! А на то, что мы видим на
швейцарских фотографиях, пожалуй, бы сказали: «Какой-то карикатурный куцый
рисунок. Чему он может учить? Это - не образование и у нас такие картинки
вывешивать не следует».
Или вот еще пример. Мне, как педагогу, самому интересно, что бы сказала
какая-нибудь проверяющая комиссия, если бы «застукали» учителя в классе за
едой? А когда мы зашли в один из классов, учитель там обедал. Правда, занятий в
этот момент не было. И никто в этом не видел ничего неприличного. Но, что принципиально
важно, там нет экономии на численности специалистов. Порой с одним учеником
занятие ведут одновременно несколько различных специалистов. К примеру, логопед
и физвоспитатель.
- Много ли удалось у швейцарских коллег
подсмотреть практических приемов, которые потом можно будет самому применить?
- Мы посещали школы с детьми с очень тяжелыми
заболеваниями. В одной из школ ребята занимаются
подвижными играми. Двое в рубашках без рукавов. Эти ребята гиперактивные и
могут спонтанным движением нанести травму кому-то или себе самому. Вот на них и
натягивают такую рубашку, чтоб руки были скованы. Группы близки по
симптоматике. Цель занятий адаптация к общению в группе. Физвоспитание тут не
главное. Волонтеры у них, как я заметил, более квалифицированные, чем
большинство наших. Вот на фото массажистка Стефани, та,
что с татуировкой...
- Я всегда считал, что тату указывает на «ветер в голове» такой
волонтерши. Я ошибался?
- Это совсем другой случай. У
Стефани есть умение быстро понять, как подойти к каждому больному ребенку, как
его поднять, как уложить. И это не говоря о высокой квалификации массажиста!
-Владимир,
насколько я знаю, наши педагоги уже много лет пытаются определить критерии
эффективности собственной работы. А там в каком ряду считают педагогический
успех?
- Там у каждого кантона свои критерии. У нас действительно все
образование в поиске формулы критерия успешности для ученика. В том числе и ученика
с особыми образовательными потребностями. А там главный критерий – выявить
возможности и склонности ребенка. Там нас познакомили с парнишкой Эриком. Реабилитологам стало ясно, что ему
очень нравится бывать и работать в собственной школьной мини-типографии. Она имеется
в распоряжении в медико-образовательного кантонального центра «La Castolie». Возможности парнишки изучаются.
Потом его рабочее место специально для него подгоняется так, чтобы инвалиду на
нем было максимально удобно работать. Все наблюдения и рекомендации
реабилитолога подробно заносятся в их швейцарские реабилитационные карты
инвалидов. Это позволяет легче понимать и степень проф.пригодности инвалида и
способы воссоздания такого места, в
случае надобности, на новом предприятии.
Вот так, порой, невозможное и становится вполне возможным!
Так же работают и школьные классы профориентации. Они дают возможность
попробовать инвалиду самые разные навыки и сферы труда. Причем, все на пользу
обществу и самой школе. К примеру,
они чинят старинные вещи: от приемника, вроде нашего «Рекорда» и до мопеда 1936
года рождения! При этом, между прочим, дети учатся обращаться с травмоопасными
инструментами. Весь этот
антиквариат после реставрации продается по приличной цене любителям и пополняет
бюджет школы.
-И это делают подростки с разного рода отставаниями интеллекта! А у нас
закон не позволит торговать результатом детского труда. Да и новый техрегламент
готов автоантиквариат под запрет подвести. Кому в этом случае он станет нужен?
Разве что той же Загранице? Но тогда патриотизм с образованием перестанут
сочетаться. И мы еще после удивляемся, что из наших школ потоком выходят
«белоручки»!
А как она стимулируют ментальных
инвалидов Швейцарии к труду?
- У этих особых ребят есть просто интерес к труду. Для них стимул
сделать то, что делают все, да еще знать, что он это сделал хорошо! В одном
гипермаркете, после того, как в нем стали работать инвалиды, у здоровых
сотрудников появилась дополнительная мотивация
– быть не хуже инвалида или, не валять дурака на работе!
Беседовал Сергей Баршай
Опубликовано
в газете «Городские Новости» (г.Красноярск) за сегодня.
|