Четверг, 23.05.2024, 12:23
Красноярский журнал Зазеркалье
Приветствую Вас, Гость!

Главная
Меню сайта
Разделы новостей
Истории о Людях [14]
Истории о перипетиях непростых судеб инвалидов
Календарь новостей
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2010 » Январь » 22 » Безопасность не должна лишать уюта.
Безопасность не должна лишать уюта.
17:45

   Народная дипломатия уже не первый год действует и в среде инвалидов. За границу теперь ездят не только политики, но и активисты-инвалиды. С делегацией, отправленной по программе обмена опытом инвалидного бытия «Вместе за качество жизни», в Швейцарии побывал специалист краевого дворца пионеров Владимир Солодовников. Он и сам инвалид-опорник. Вот  его впечатления от  методов и об условиях обучения тамошних детей-инвалидов.  

      - И как, Владимир Анатольевич, «ладно ль за Альпами, аль худо»?

   - Мы побывали у наших друзей из общественной организации «BRIDGINBORDERS» родителей детей-инвалидов кантона Вале. Они у нас тоже уже бывали не раз. В основном видели мы школы, где обучаются, что называется, дети с «ментальными особенностями в развитии». Дети с физическими недостатками там, как правило, обучаются в обычных школах. Условия, конечно, для этого имеются все. Я встретил мужчину в инвалидной коляске, который управлял компьютером, подавая губами в трубочку струю …воздуха! Вот еще одно подтверждение того, что нетрудоспособных инвалидов нет.

      -Есть инвалиды, которым не создали приемлемых условий?

     -Именно! Главное, чтоб у каждого была возможность научиться!   

Но условия в Швейцарии, по нашим понятиям, далеко не во всем лучше, чем в  российских школах. У них школы для детей с особыми образовательными потребностями частные (но платят за обучение в них, как правило, не родители, а фонды), а значит карман свой, личный. Экономят на всем. Зачастую «квадратных метров» гораздо меньше на одного ребенка, чем в наших школах. (Владимир иллюстрирует рассказ фотографиями). Наши санитарные нормативы просто не позволяют в подобном помещении проводить занятия. Мы ездили по Швейцарии еще до пермской трагедии. Но я обратил внимание на то, что в школе узкие двери и проходы.  $ Коридор тоже узкий, да еще и весь заставленный. Багров нет, огнетушитель видел однажды. За то в их спортзале я видел тренажер-скалодром. Почти по Гоголю:«И какой швейцарец не любит быстро залезть на скалу?»

     -Странно все это. С точки зрения наших многочисленных надзорных структур в Швейцарии нарушаются все нормы, санитарные, пожарной безопасности и так далее. У нас бы сказали «бардак».

   - Пожалуйста, еще грубейшее нарушение. На полках школьного продуктового склада я видел банки с подсолнечным маслом рядом с явно «не съедобными» банками. 

  В нашей системе образования ко всему подход куда как строже, чем у них. Но все-таки странно, что именно у нас, при тотальном регламентировании любого «функционала», связанного с жизнедеятельностью детей, все чаще случаются падения крыш и жуткие пожары и прочие трагедии, в которых жертвы исчисляются десятками и сотнями.

   Видел там и занятия с …колодой карт. Нет, в школах Швейцарии «спортивный покер» никто не пропагандирует. Просто у ребят с задержкой в развитии интеллекта обычно очень плохая память. Если обычному ребенку раз карту показать, он тут же скажет: «моя – не моя». А особым детям нужно все помногу раз повторять. Вот и придумывают швейцарские педагоги простые карточные игры, которые память тренируют.

   Все в их школах очень маленькое. Расположены школы в живописных гороных местах загородом В школе обычно 4-5 классов. Всего учеников в школах было от 16 до 40. Классы метров по 15, не более. Есть уголок, где ребенок может отдохнуть и даже поспать. На стенках рисунки.   В их школах не ощущаешь, как в наших, строгость и некую даже заформализованность. У них все просто и даже сохраняется обстановка домашности. Кстати, к нашему приезду никакого лоска не наводили, хотя знали, что нас сопровождают представители администрации кантона.

     -То есть там безопасность в школах достигается никак не в ущерб уюту? А запреты не переходят рамок здравого смысла?

   -У нас, на мой взгляд, на все смотрят слишком утилитарно. Буквально каждый предмет в классах должен содействовать процессу познания и развития ребенка.  Если в нашей школе позволят вывесить в классе детский рисунок, то только в рамочке и скорее всего, отмеченный наградами с каких-либо с выставок. Ну, или как сейчас, в связи с Новым годом. Вот это и есть - учить по-русски! А на то, что мы видим на швейцарских фотографиях, пожалуй, бы сказали: «Какой-то карикатурный куцый рисунок. Чему он может учить? Это - не образование и у нас такие картинки вывешивать не следует».

   Или вот еще пример. Мне, как педагогу, самому интересно, что бы сказала какая-нибудь проверяющая комиссия, если бы «застукали» учителя в классе за едой? А когда мы зашли в один из классов, учитель там обедал. Правда, занятий в этот момент не было. И никто в этом не видел ничего неприличного. Но, что принципиально важно, там нет экономии на численности специалистов. Порой с одним учеником занятие ведут одновременно несколько различных специалистов. К примеру, логопед и физвоспитатель.

     - Много ли удалось у швейцарских коллег подсмотреть практических приемов, которые потом можно будет самому применить?

   - Мы посещали школы с детьми с очень тяжелыми заболеваниями. В одной из школ ребята  занимаются подвижными играми. Двое в рубашках без рукавов. Эти ребята гиперактивные и могут спонтанным движением нанести травму кому-то или себе самому. Вот на них и натягивают такую рубашку, чтоб руки были скованы. Группы близки по симптоматике. Цель занятий адаптация к общению в группе. Физвоспитание тут не главное. Волонтеры у них, как я заметил, более квалифицированные, чем большинство наших. Вот на фото массажистка Стефани,    та, что с татуировкой...

   - Я всегда считал, что тату указывает на «ветер в голове» такой волонтерши. Я ошибался?

  -  Это совсем другой случай. У Стефани есть умение быстро понять, как подойти к каждому больному ребенку, как его поднять, как уложить. И это не говоря о высокой квалификации массажиста!

  -Владимир, насколько я знаю, наши педагоги уже много лет пытаются определить критерии эффективности собственной работы. А там в каком ряду считают педагогический успех?

  - Там у каждого кантона свои критерии. У нас действительно все образование в поиске формулы критерия успешности для ученика. В том числе и ученика с особыми образовательными потребностями. А там главный критерий – выявить возможности и склонности ребенка. Там нас познакомили с парнишкой Эриком.  Реабилитологам стало ясно, что ему очень нравится бывать и работать в собственной школьной мини-типографии. Она имеется в распоряжении в медико-образовательного кантонального центра «La Castolie». Возможности парнишки изучаются. Потом его рабочее место специально для него подгоняется так, чтобы инвалиду на нем было максимально удобно работать. Все наблюдения и рекомендации реабилитолога подробно заносятся в их швейцарские реабилитационные карты инвалидов. Это позволяет легче понимать и степень проф.пригодности инвалида и способы воссоздания такого  места, в случае надобности, на новом предприятии. Вот так, порой, невозможное и становится вполне возможным!

  Так же работают и школьные классы профориентации. Они дают возможность попробовать инвалиду самые разные навыки и сферы труда. Причем, все на пользу обществу и самой школе. К примеру, они чинят старинные вещи: от приемника, вроде нашего «Рекорда» и до мопеда 1936 года рождения! При этом, между прочим, дети учатся обращаться с травмоопасными инструментами. Весь этот антиквариат после реставрации продается по приличной цене любителям и пополняет бюджет школы.

    -И это делают подростки с разного рода отставаниями интеллекта! А у нас закон не позволит торговать результатом детского труда. Да и новый техрегламент готов автоантиквариат под запрет подвести. Кому в этом случае он станет нужен? Разве что той же Загранице? Но тогда патриотизм с образованием перестанут сочетаться. И мы еще после удивляемся, что из наших школ потоком выходят «белоручки»!

А как она стимулируют ментальных инвалидов Швейцарии к труду?

   - У этих особых ребят есть просто интерес к труду. Для них стимул сделать то, что делают все, да еще знать, что он это сделал хорошо! В одном гипермаркете, после того, как в нем стали работать инвалиды, у здоровых сотрудников появилась дополнительная мотивация  – быть не хуже инвалида или, не валять дурака на работе!

 Беседовал Сергей Баршай  

 

 Опубликовано в газете «Городские Новости» (г.Красноярск) за сегодня.


Просмотров: 803 | Добавил: barSB | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz