-Любите ли Вы театр? –
спрашивает в фильме «Старшая сестра» героиня Татьяны Дорониной, - Любите ли вы
театр так, как люблю его я?» Дети -
инвалиды из студии «Театр для самого
«слабого»» полюбили театр с первой своей постановки.
Театральная история для детей-инвалидов Красноярска началась с весенней
премьеры «Колобка». Развитие театрального движения в среде детей-инвалидов
Красноярска поддержано грантом, полученным организацией родителей
детей-инвалидов «Открытые Сердца» от «Благотворительного Фонда культурных
инициатив» Михаила Прохорова. Занятия в «Театре для самого «слабого»»,
появившемуся благодаря гранту, регулярно проводятся в небольшой театральной
студии на базе Правобережного городского Дворца культуры. Репетиции театра особого
актера специально продуманны с учетом физических возможностей маленьких актеров.
Многие маленькие артисты, лицедействуют сидя в инвалидной коляске. Это
театральное увлечение позволяет детям с ограниченными возможностями, совместно со здоровыми сверстниками проявить свои
творческие желания и возможности. Главным образом, занятия детей-инвалидов в этой
студии призваны развивать их творческие способности. Включить в общение со
сверстниками и обогащать эмоционально больного ребенка. Маленькие члены
театральной труппы имеют возможность самостоятельно выбирать постановку, сами готовя
премьерные афиши, пригласительные билеты.
И вот новая, теперь куда как более сложная постановка. По мотивам сказки
Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» маленькие актеры осуществили
собственную постановку. Шутка сказать, в новой постановке задействовано полтора
десятка ребят-актеров. Причем, некоторые ребята исполнили в спектакле по две
роли. К примеру, Лева Долгарев побывал на сцене в роли Принца, но кроме того
зрители увидели его в образе Голубя. Более чем вдвое, по сравнению с первой
постановкой, возросла продолжительность новой пьесы. Дети выдержали почти час
театральных действ на сцене!
-
Радует, что студия так быстро развивается, - делится впечатлениями заслуженный педагог
Красноярского Края Владимир Солодовников, специалист по адаптации инвалидов. - Это
полноценный следующий шаг студии юных актеров. Как и в первой постановке мы и
теперь видим много специфичных постановочных находок, позволяющих актерам-инвалидам
адаптироваться на сцене и полнее раскрывать свои творческие задатки.
И действительно, благодаря постановочным находкам режиссера спектакля
Галины Долгаревой минусы ограниченных физических возможностей на сцене
оборачивались достоинствами. Кому как не
ей, маме ребенка с ДЦП, не искать возможности для участия в постановках «Театра
для самого «слабого»» детей даже с тяжелыми формами инвалидности. И такие формы
участия, участия на очень достойном уровне, были найдены. К примеру, сама
Снежная Королева, в исполнении Яны Югай,
на сцену выкатывала в коляске инвалидной, ловко декорированной под роскошный
ледяной трон. Неуверенные движения ручек ребенка с тяжелой формой ДЦП,
исполняющего роль одного из разбойников, пирующих на привале, в данном случае
выглядели вполне естественно.
В конце спектакля Герда, как положено, прошла тернистый путь с массой
опасностей и приключений, встретила много героев сказки, хороших и разных, и
нашла и согрела Кая. Маленькие актеры Марина Борноволокова и Андрей Зырянов
вполне успешно справились с главными ролями в спектакле. Они под аплодисменты
родителей маленьких участников постановки и гостей премьеры - ребят из ряда
детских учреждений города, покидали сцену на …велоупряжке! Это еще одна яркая находка постановщиков-реабилитаторов.
Специальный велосипед для реабилитации инвалидов c ДЦП был украшен ветвистыми рогами и
это сценическое самоходное сооружение блестяще символизировало оленью упряжку.
А что вы хотите, театр! На сцене символы приветствуются и воспринимаются. Так
что все получилось, как в песне о Стране Оленей «умчи меня туда, велоолень!»
Как же ребята со столь серьезными проблемами в здоровье сумели выдержать
такие нагрузки, справиться с волнением перед выходом на сцену? Учтем, что у
некоторых ребят, кроме прочего, в следствии заболеваний, неважная память.
Руководитель организации родителей детей-инвалидов «Открытые Сердца»
Елена Нига делится секретом театральной реабилитации:
- Мы и не ставили перед ребятами задачу заучить текст сказки Андерсена
дословно. Дети на репетициях просто понимали то, о чем должна идти речь, в
какой последовательности должны развиваться действия на сцене. Этим нашим
маленьким артистам и удалось достичь большей непринужденности в исполнении
ролей.
И еще
два слова о фанатичной преданности Мельпомене. В театральной программке
спектакля «Снежная королева» президент «Открытых Сердец» Елена Нига упомянута в
качестве …рабочей сцены. Да, да, подай-принеси. Воистину, искусство уравнивает
всех!
Сергей Баршай
Опубликовано в газете «Городские Новости»
г.Красноярск за 29.07. 2011г.
|