Музейная
педагогика: миф или реальность?
То, что в образовательных учреждениях есть
музеи – теперь дело обычное. Вопрос в другом: какими должны быть современные
школьные музеи? Много лет назад я «рыл» в Интернете по теме «школьные музеи».
Меня тогда больше всего интересовало содержание их деятельности. Не буду
называть славный город, чтобы не бросить тень на него, тем более что и в других
городах нашей страны ситуация примерно такая же. Но факт: все школьные музеи, (а
их в том городе около 30) все они - Боевой славы. И я, разумеется, не против
существования ЭТИХ музеев. Но мир дает нам и другие примеры. Представьте
на минутку, что из птиц есть только вороны, а из цветов только розы. Мир стал
бы черно-белым. Или одноцветным, что еще хуже… Однако, мир огромен и прекрасен!
И в первую очередь, своим много- и разнообразием. Тоже самое можно сказать в
отношении наций и народностей, которые можно сравнить с цветами. Часто спрашиваю себя, глядя на цветы, растут на
газонах или в павильонах: какие из них тебе не нравятся? И ответ очевиден:
нравятся все! Большие, маленькие, красные, белые, желтые – каждый из них
прекрасен по-своему, и делает мир богаче, красивее, ярче. Так и у каждого
народа своя культура, обычаи, традиции, одежда. И нам интересно об этом знать
все! Знакомясь друг с другом мы обогащаем себя. Подобным образом обстоит дело и
с музеями – их должно быть много и разных.
Танки
на Енисее
А то ведь можно и «пересолить».
Представьте, что вы решили посетить все школьные музеи в этом городе. В первом
– интересно, во втором – терпимо, в пятом – равнодушно, а в 10 или 20 начнется
отторжение темы войны – «пересолили»… Мне раз сказали, что это создает у
молодежи впечатление, что гитлеровцев остановили не на берегу Волги, а на
берегу Енисея. Мемориалы же создавались, едва ли не «под копирку»! И мы получаем
прямо противоположный расчетному результат. Поэтому тем, кто только собирается
открыть у себя музей необходимо, в первую очередь, задуматься какого профиля
будет их музей? Что своего они в него привнесут?
Конкурсом
по застою в музейном деле
Городской
конкурс музеев образовательных учреждений, проводимый ежегодно Главным
управлением образования в городе Красноярск, показал, что в городе много
хороших музеев Боевой и Трудовой славы. А вот создание художественных,
литературных, декоративно-прикладного направления и других еще остается
актуальным направлением. Тем более, что в нашем городе все для этой музейной
темы есть: и художники, и поэты, писатели, различные мастера… Вот путь для
развития музейного дела в образовании. И мои коллеги уже идут по нему.
Например, в Центральном районе есть замечательные музеи в дошкольных
образовательных учреждениях №№ 67, 95, 120, где работают увлеченные люди,
энтузиасты. ДОУ № 67 славится своими профильными учреждениями в каждой группе
(!), а также давними, хорошими связями, сотрудничеством с Краеведческим музеем
и музеем-усадьбой Сурикова. А какие у них уникальные экспонаты! Музей создавали
и развивают все: педагоги, дети и их родители, бабушки, дедушки. Главное, что
экспонаты можно посмотреть, потрогать и даже…поиграть экспонатами! И в каждой
группе этого детского сада есть свой музей.
Музей - средство от одиночества и
эгоизма
А еще музейный проект «ДОУ 67 – лицей 2» яркий пример социального
шефства, направленного на решение проблемы одиночества единственного ребенка в
семье. Когда все внимание, любовь, забота направлена на ребенка, единственного
ребенка, являющегося объектом воспитания у него эгоизма. В этой ситуации,
ребенок не умеет – его просто этому не научили родители и родственники,
заботиться о ком-либо. И вдруг он находит маленького друга, который очень
нуждается в его заботе и любви, причем искренне предан и благодарен за это. Так
устанавливаются шефские и, в тоже время, дружеские отношения между учащимися
лицея №2 и воспитанниками ДОУ №67. Проводниками этой дружбы становятся
прекрасные педагоги, такие как, БЕЗЮТКЕВИЧ
Эльвира Матвеевна, к примеру.
Померяемся музеями?
Ребенок, таким образом, сам
втягивается в процесс создания музея. Да, дети хвалятся друг перед другом
собственными, семейными музеями. Если у Юры или у некоего Вовы до сих пор нет
музея, тот ревет и трясет родителей по этому поводу! И те говорят в ответ: «Ну
не ной, вот поедем к бабушке в деревню перетряхнем ее чуланы и сундуки. Там
много старинной утвари и у тебя тоже будет музей нашей семьи!» И появляются на
домашних экспозициях швейные машинки с ручным приводом, костяные компьютеры
начала прошлого века – счеты, утюги «два часа на пару» Вот из таких семейных
реликвий и рождается гордость за свой род и знание истории своей семьи.
Сам себе экскурсовод
Тут вспомним, что у некоторых ребятишек
этого детсада проблемы с речью. Именно технология музейной педагогики позволяет
втянуть ребят в процесс непринужденного общения. Ведь каждый из малышей
способен в любую минуту стать экскурсоводом школьного, а тем более домашнего
музея. А отсюда ожидаемый результат – прощайте комплексы!
Лозунгом сегодняшнего дня в нашем музейном
деле можно считать: «Больше музеев: хороших и разных!» И от этого наш
прекрасный город станет еще лучше.
Виктор КУЗОВЕНКОВ.
|