- Школьные поисковые
отряды за последние годы помогли установить десятки фактов, места и
обстоятельства гибели советских бойцов. А это, что означает? Это значит, что
жены и дети тех бойцов, спустя столько лет, получили «похоронки» и стали
вдовами героев, а не членами семей, пропавшими без вести. Многие, кстати,
заслуженные «солдатские» пенсии стали получать.
Лектор Виктор
Кузовенков делает многозначительную паузу. – А что значило понятие «пропал без
вести»?
- А это означало –
враг народа! – рубанул жесткую «матку» вихрастый блондин. Было видно по всему,
что обладатель ультрамодной стрижки привык говорить открыто то, что
думает.
К моему удивлению,
директор школьного музея (типичного школьного музея, они теперь есть при каждой
школе) грустно улыбнулась жестким словам паренька и одобрительно кивнула.
Сотни наших ребят
за последние годы становились бойцами поисковых отрядов. Ребята должны иметь
представление обо всех страницах нашей истории, даже тех, о которых потом
многие старались забыть.
- А на счет танков
на берегах Енисея…, - директор музея Алла Александровна ИЛИЗАРОВА принимает мою
иронию. – В нашей школе в годы Войны размещался госпиталь. Здание, правда, было
другое, но школа, ее история остаются прежними. Но мы стараемся дополнять наш
музей и более поздними экспонатами. Вон, к примеру, лежат ручка с пером и
чернильницей. Многие родители теперь и не представляют себе технику письма «с
нажимом». А тем более нынешние ученики.
Да, это и есть наша
история, преданья старины…! Все это, да
семейные сказания о былых годах и создают общие представления о нашей истории.
Словом, учат в музеях ребята жизнь не только по учебникам, но и по
экспонатам.
И картина у них
складывается вполне цельная и много плановая. Об этом и спел собственную песню,
родившуюся у поисковика в Новгородской земле, по впечатлениям от экспедиции.
Песня тоже ультрамодная, но красивая.
…однажды
Петрович...
- Маленький Витя
понял, что теперь, после того, как он оказался в одиночестве, и ему неоткуда
больше ждать помощи, и он был вынужден отправиться в дальние странствия и
долгие скитания…
Экскурсовод, скорее
всего, в сто седьмой раз повторил эту фразу, но на удивление ее голос не был
безразличен к тому, что произносилось.
Где-то здесь, на
лавочке у палисадника, Виктор Петрович, в одном из последних своих телеэфиров и
говорил о том, что был бы очень огорчен, если после его ухода имя его обрастет
легендами, а усадьба станет местом паломничества зевак.
Вы уж простите нас,
Виктор Петрович. Но даже людям не склонным к обывательскому любопытству, к перу
и к бумаге тяготеющим, аж до дрожи нам любопытно - отчего мы на одной земле
росли, по одним укладам воспитывались, но глыбой литературной стал лишь, он,
АСТАФЬЕВ?
А кроме того, если
не будет у молодых читателей возможности в Овсянке побывать, на все поглазеть,
все представить и хоть что-то понять, то трудно им будет читать книги Виктора
Петровича. Тут легко представить себе, как «заворачивают оглобли» или «лезут в
хомут». Где, как не в музее можно перевести на наш нынешний «новояз» странное
слово «домовина»? Может быть здесь нашим «nextaм» удастся понять, отчего мужик русский сам ее сбивал для
себя, и потом хранил на чердаке, порой, еще смолоду?
Овсянка,
безусловно, теперь для всего Мира - астафьевская деревня.
Да, с
противопожарной пропиткой стен, да с бутафорским, налетом, и декоративными
странностями (куклы в полный рост, иллюстрирующие играющих на полу ребят на
меня произвели жутковатое впечатление. Что-то вроде неких заспиртованных
жутиков в кунсткамере).
Но она, Овсянка,
очень нужна и нам, Сибирякам. Тут мы и вспомним, что не только ГЭСом славно
Красноярье, что и мы родом отсюда, что мы тоже с Енисея.
Виктория ЖЕГАЛИНА
|