Хочу машину с "ручником"!
Разговоры, о необходимости для
инвалидов-опорников автомобилей с ручным управлением не утихают с тех пор, как
машинки у инвалидов «смонетизировали». В последнее время обсуждение этой темы все
чаще звучит из уст депутатов Госдумы и различных(!) министров и политиков.
И это, в общем-то, не удивительно. Ведь очевидно, что автомобиль для
«опорника» не роскошь, а техническое средство реабилитации.
В дни кризиса мы все стали
маленько патриотами и, теперь, обсуждать вне кухни потребительские свойства
произведенного на конвейерах отечественного автопрома, значит выказать дурное
воспитание. И все же…
Первые «автомото» для инвалидов начали производить в пятидесятых годах в
Серпухове. Они предназначались, прежде всего, для передвижения инвалидов
Великой Отечественной. Брезентовый верх, жестяной вечно скрежещущий чем-то низ.
Мотоколяска СЗД впоследствии была не раз
модернизирована. Кузов стал цельнометаллическим, да мощность «приподняли» на
пяток «лошадей». И это более чем за 40 лет производства! Заводить мотоколяску
зимой было подвигом. Вопреки расхожим стереотипам, она жрала горючку ведрами - 9 л. на 100км! Я нашим МСЭКом
был приговорен на два срока (эксплуатации мотоколсяки- по 5 лет) без права
пересадки. Я знаю, о чем говорю.
Потом появились «Таврии» и «Окушки». Уже лучше. Одна беда. У них только
две стадии – или они новые и все умиляются их верткости, либо сразу - «убитые».
Авторесурс этих машинешек столь короток, что других состояний как бы и «…не
предусмотрено заводом-изготовителем…».
И интересно, а как мучаются инвалиды других стран в своих иномарках (уже
смешно?)
Специализированные
автомобили для инвалидов-опорников в девяностых годах производил концерн «вольво». Обычный, как
теперь зовут подобный тип кузова, «кубик» на 1.4 л. Нижняя створка его
задней двустворчатой крышки при откидывании служила трапом для въезда в
автомобиль инвалида прямо в своей коляске. Коляска закреплялась на водительском
месте и в путь. Все управление, разумеется, ручное.
В остальных странах к физическим особенностям водителей инвалидов
предпочитают адаптировать серийные автомобили. Вот так это выглядит, например,
в Японии. Все
без исключения японские автопроизводители серийно выпускают версии машин для
инвалидов. А некоторые автоконцерны из страны «подходящего Солнца» предлагают
инвалидам и по нескольку моделей. И это не считая сторонних фирм, которые
предлагают специальное переоснащение для людей с ограниченными возможностями.
Конструкции встречаются самые разные — от пандусов для вкатывания инвалидной
коляски в автомобиль, до сложных механических систем, которые достают из
багажника коляску и подают ее к водительской двери. Практически любой
автомобиль в Японии можно оборудовать выезжающими креслами, которые облегчают
посадку в машину людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Например,
фирма Honda "приручает" свои машины с 1975 года. Два варианта исполнения
органов управления для инвалидных автомобилей Honda. Первый — салон универсала
Honda Odyssey c системой Techmatic для страдающих параличом нижних конечностей.
По заказу машину можно дооснастить педалью акселератора под левую ногу,
рукояткой для вращения рулем одной рукой и расположенным слева под рулевым
переключателем указателей поворотов (напомню, на японских машинах он, как и сам
руль, расположен справа — зеркально по отношению к европейским машинам).
Предусмотрен и еще один вариант — Honda
Fit с системой Franz для людей, которые могут работать только ногами, без
помощи рук! Например, вращать руль можно перемещением специальной педали вперед
и назад. Дилеры готовы подогнать органы управления индивидуально под каждого
водителя. Это очень важно. Ведь многие инвалиды (и я сам, в свое время)
подгоняют самостоятельно органы управления, чтоб удобнее было. Но, с точки зрения
Правил дорожного движения, (т.е. Закона) – «самопальное ручное» это грех
смертный! Если случится ДТП с участием такой машины и страховщики установят,
что в автомобиле инвалида установлены не сертифицированные детали,
то он может быть признан виновником происшествия, даже если «нарушал» не он!
В свою очередь, ученые в компании Suzuki тоже
задались вопросом жизни инвалидов-колясочников. И после долгих исследований
была создана машина, призванная помочь человеку в коляске.
Модель носит название MIO. Она похожа
чем-то на детскую машинку, при этом является одним из самых экологичных видов
транспорта на земле. Это своеобразный гибрид инвалидной коляски и автомобиля. Модель
от Suzuki обладает небольшими размерами: около 1,2 метра в длину, 65 сантиметров в
ширину и всего метр в высоту
В дизайне Suzuki MIO предусмотрены жесткие
подлокотники, которые одновременно призваны защищать водителя от боковых
ударов, а также служат в качестве поручней.
Сиденье оборудовано вентиляцией, а на передней панели машины установлен
ЖК-дисплей
Kenguru – автомобиль для инвалидов, созданный в Венгрии.
Это чуть ли не первый автомобиль, не просто адаптированный для людей с
ограниченными возможностями, а созданный специально и только для них, а именно
для тех, кто может передвигаться только с помощью инвалидной коляски. Этот
автомобиль создан таким образом, что человек может просто въехать в него на
своей коляске, без необходимости вставать с нее, а затем зафиксировать свое
положение с помощью ремней безопасности. Управляется такой автомобиль с помощью
специального джойстика.
И не
нужно полагать, что инвалиды вовсе не нуждаются в удобном и практичном виде
транспорта, спроектированном специально для них. Все нормальные люди хотят
ездить с комфортом, так почему же инвалиды, которые и так пострадали от нашего
бренного мира, созданного только для здоровых, не могут передвигаться по городу
без напряжения и проблем? Выпустив в скором времени MIO, японская автокомпания
поможет колясочникам почувствовать себя полноценными людьми. Хотелось бы в это
верить...
Сергей Баршай с использованием материалов www. Dislife.ru
|