Человек и город. Мастер и Люди,
спешащие весенними улицами по своим делам. События, которые совершаются с нашим
участием, либо помимо нашей воли. Как их связывает в единую картину взгляд
художника? Константин ЗИНИЧ свои взгляды сформировал не вчера. Под его
пристальным взглядом отлит не один памятник в нашем городе. А значит, теперь мы
смотрим на наш город, в какой-то мере, его глазами. А что еще есть у мастера недосказанного в бронзе о
городе, о земляках, о жизни? -
Блокада Ленинграда и вы, парень с Урала. Что общего у вас с войной?
- Для меня, все, что касается войны, с самого детства, с героических
фильмов и книг о подвигах земляков, было заложено, как что-то святое. Эта тема
меня не покидала долгие годы. В воображении все время возникали какие-то образы
войны. Со временем стали формироваться готовые проекты скульптур героев войны,
застывших в бронзе. И вот мне посчастливилось стать автором памятника
героям-сибирякам, защищавшим нашу столицу осенью сорок первого. Он установлен
на Волоколамском шоссе. И все равно, тема войны меня не отпускала, продолжала
держать в творческом поиске. Дети войны, вот о ком хотелось напомнить. Малыши
участники многих моих скульптур. А дети военных лет, самые беззащитные
участники трагедии и самые забытые ее очевидцы. А особенно дети, пережившие
блокаду и не пережившие…
-
Это напоминание об уже давней трагедии на берегах Невы стало
достопримечательным местом для жителей крупнейшего города на Енисее. У подножья памятнику свежие цветы, оставленные молодоженами,
а в лютые морозы добрый земляк повязал на малыша шарфик цвета питерского
«Зенита». Как говаривал влиятельный красноярский бизнесмен и политик по иному
поводу «..мне приятно и гордо сознавать..». А вам?
- Ну конечно. Этот
шарфик согрел и меня. Я очень благодарен землякам за такое уважение к моим
работам. Подобные знаки народного признания ни купить, ни заказать невозможно.
- А не проглядывается ли, на ваш взгляд, связь между
блокадниками войны и людьми, оказавшимися ныне в блокаде бесправия, неравных
возможностей, в том числе и творческих или чиновничьего произвола? Инвалиды, к
примеру, как и прежде, заключены в блокаду городской среды, недоступной для их
передвижения.
- Конечно же, нас
окружает далеко не «розовый мир». И когда встречаешь на наших улицах людей не свободных от тяжелейших
проблем, то это навевает мысли невеселые. И этот грустный список можно даже
продолжить. Разве не обидно за красноярцев, когда мы видим горы мусора на
улицах любимого города, или сталкиваемся с проявлениями дикого вандализма в наших
дворах и подъездах? А хамство, а пьянство? Конечно, все это наводит на грустные
размышления и рождает странные образы. Какие-то образы и воспринимать лучше с
юмором.
- Ага, так вот как родилась скульптура «мужика,
подпирающего дерево»! А несвобода от ниспосланного свыше, это страшно?
Каково быть пленником таланта?
-
Прежде всего, творчество - это драгоценный дар! Дар творчества обрекает
человека на муки и одновременно делает его счастливым. Материальная оценка
труда художника, безусловно, тоже не маловажна. Видимо, очень сытый человек, в
свое время, вывел формулу «талант должен быть голодным». И вместе с тем, лично
для меня калькулятор никогда не был мерилом творчества. И здесь даже не
публичное признание главное. Думаю, что для художника главное собственное
ощущение от завершенной работы. Получилось – не получилось! Воплотил замысел
сполна или вышло не совсем то, что ожидал увидеть. И тут, точнее самого автора,
никто его работу не оценит.
- А рукописи в глине или в камне
горят?
- Знаете, горят прекрасно. У меня, в свое
время, «сгорел» практически готовый вариант памятника Ивану Ярыгину. Вроде все
шло к его воплощению. Но, увы, как порой бывает, вдруг чьи-то художественные
взгляды на монументалистику, резко изменились. Ну, что ж делать. Сейчас
горожане уже успели привыкнуть к тому Ярыгину, что стоит на острове Отдыха. Я и
сам привык к нему и уже давно воспринимаю, как одну из городских
достопримечательностей.
-
Говорят, что скульптура это тоже музыка, застывшая в камне. Чьи каменные
мелодии вам представляются вечными?
- Вряд ли тут можно назвать что-то новое
и неожиданное. Я считаю, что за многие столетия мир так и не родил лучшего
ваятеля, чем Микеланджело Буанаротти. Его работы совершенны. Тут ни убавить -
ни прибавить.
- Ну как же? Еще как прибавляют.
Особенно живописцы. Теперь кто
бородой пишет, кто от курицы лапой, а кто и еще чем…
- В скульптуре работать можно только руками. И,
разумеется, головой. Но «наворотов», далеких от классического ваяния, тоже
хватает. Истинно творческие находки в этих изысках большая редкость. Можно было
бы и не вспоминать о тупиковых поисках. Но все эти суррогаты от искусства
сбивают молодых с толку, портят вкус, смещают их творческие ориентиры. А самого
художника это может вывести на сиюминутную
популярность. Но, ни более того. Если нет искры божьей, то за счет дешевых
эффектов удачу надолго к себе не привяжешь.
- А к самодеятельным мастерам у вас какое
отношение. Доводилось встречать Пиросмани от скульптуры?
- Какое может быть отношение к
творческим людям? Да самое доброе. Может, самодеятельный ваятель и не вышел в
мэтры. Что ж, пусть. Но он тоже ищет и воплощает свои образы. И знаете, у
одного такого скульптора мне случалось «подбирать» его прием. Мне не всегда
сразу удается гармонично уложить складки на одежде своих персонажей. И как-то
раз я видел, как именно самодеятельный мастер это делал просто замечательно. Я
с интересом наблюдал за тем, как тот работал и после сам использовал его опыт.
- Знаете, в
кругу мастеров-самоучек из инвалидов давно витает одна идея. А что если для
нашего города «слепить горбатого».
- Вы, вероятно, говорите о скульптуре
инвалида? Ха, а что,
это интересная идея! Мне она нравится. В
сквере стоит человек на костылях, погруженный в свои размышления или мечтания.
А, кстати, о чем инвалиды мечтают?
Беседовал Сергей Баршай.
|