Не стоит поощрять
пороки В сегодняшней
России сложилась ошибочная, а называя вещи своими именами, порочная, практика
стимулирования различных секторов экономики за счет бюджетных средств.
Утверждать так мне дают право видимые невооруженным глазом результаты
многолетних усилий правительств России и субъектов Федерации в различных
областях экономики, в первую очередь в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве.
И если в 90-х
годах было оправдание - отсутствие денег, то сегодня можно говорить лишь об
отсутствии профессионализма, о незнании ответа на вопрос, что и как делать? Для
меня не удивительно, что в области бюджетного стимулирования экономики в России
почти всё и почти всегда происходит в соответствии с крылатой фразой «хотели
как лучше, а получилось…», ну читатель помнит. Мне кажется, что никто просто не
пытается разобраться в коренной причине, которая регулярно приводит нас к
результату «как всегда». А ведь эта причина есть, и она лежит на поверхности.
Мысли, которые
я попытаюсь изложить в этой статье, на первый взгляд могут показаться спорными.
Но я все же прошу читателей дочитать сей опус до конца. Возможно ваше мнение о
методах и подходах, которыми мы руководствуемся, принимая решение тратить
бюджетные средства на мероприятия по стимулированию экономики, серьезно
изменится.
Порядок
- враг контролеров
На ум приходит
«крамольное» предложение министра РФ господина Шойгу об упразднении пожарнадзора
и введении взамен этой структуры системы аудиторских проверок, высказанное им в
беседе с президентом РФ (Тогда В.В.Путиным). Лично меня очень порадовал ответ
президента: «Давно пора!» Я думаю, такой лаконичный его ответ продиктован
знанием того, что в развитых европейских странах нет государственных пожарнадзоров,
знанием, почему их нет, а точнее, знанием от чего «их там не появилось». А ведь
в надзоре над теплом и энергией на Руси ситуация схожа.
Давайте проанализируем
существующий сегодня алгоритм принятия решений о бюджетных затратах на
мероприятия по стимулированию в экономике. Для примера предлагаю рассмотреть
мероприятия по энергосбережению. Обратите внимание, уже в самой постановке
вопроса мы пытаемся поставить все с ног на голову. В России сегодня точечный
дефицит электроэнергии порой возникает не из-за недостатка энергии, а в следствии ее неэффективного использования. Ни
для кого не секрет, что для производства одного и того же товара в России по
сравнению с развитыми странами тратится в полтора, а то и два раза больше
энергии. В жилищно коммунальном
хозяйстве ситуация еще плачевней. (Кстати, следует напомнить, что себестоимость
любого товара определяется по большому счету только двумя факторами: трудом в
человеко/часах и энергией использованной при создании товара. И еще налоги,
куда без них. А отсюда вывод: чем больше энергии затратили при производстве
товара, тем меньше остается для оплаты рабочим за труд.) При этом мировой опыт свидетельствует,
что вложения в энергосбережение в разы выгоднее, чем в создание новых
энергетических мощностей.
Итак, бюджетное финансирование проектов у нас
выглядит следующим образом. Сначала производится огромный объем работы по
подготовке технико-экономического обоснования проекта. На это зачастую уходят
годы и большие деньги. Наконец принимается решение финансировать проект, хотя нередко
к тому времени он уже успевает устареть. Впрочем, его все равно никто не читает
(шутка). И главное, финансирование производится через несколько компаний, пусть
даже победивших на конкурсе. В итоге, приходится создавать механизм надзора и
контроля, который для порядочных компаний является только помехой в работе по
реализации проекта. Недостатки подобной практики видны невооруженным глазом,
неповоротливость, неэффективность, коррупциеемкость, снижение конкурентной
среды.
Энергоэкономией могущество прирастет...
Почему же мы в России не делаем,
казалось бы очевидные вещи, не проводим мероприятия по энергосбережению? У этой
ситуации, по меньшей мере, две причины. Во-первых, мы не научились эти
мероприятия проводить, не умеем оценивать их эффективность. И, во-вторых, и может быть в главных, с точки зрения лобби: работы по
энергосбережению рассредоточены по отдельным объектам, затраты незначительны, а
следовательно, работы по энергосбережению не очень интересны лоббистам.
Не могу удержаться и не привести пример
с реформой электроэнергетики в Германии. Целью реформы, (сходной с
реформой РАО ЕЭС России. Прим ред.) обратите внимание, было внедрение рыночных
отношений в область электроэнергетики, создание конкуренции. В
результате проведения реформы всего через полгода цены на электроэнергию в
Германии снизились почти на 30 %. (вопрос: кто-нибудь помнит, когда у нас в
России снижались цены на электроэнергию?)
На мой вопрос, за счет чего
производители сумели снизить себестоимость производства энергии, в министерстве
по экономике Баварии ответили: за счет инвестиционной составляющей, той,
которую производители раньше независимо от того, нужны инвестиции или нет, закладывали
по максимуму в тариф.
Здесь важно повторить, что в Германии
в принципе любое лицо может построить электростанцию (у них же нет РАО ЕЭС). Если
где-то ощущается нехватка энергомощностей, там появляются инвесторы и строят
новые электрические станции. Транспортирующая компания при этом обязана
подключить созданные мощности, к существующим транспортным сетям. К сожалению,
именно в сфере создания конкуренции - а только конкуренция приводит к снижению
цены - реформа нашей энергетики (РАО ЕЭС) и пробуксовывает. Почему-то, на мой
взгляд, главная задача реформы - создание конкуренции в российской энергетике -
не только не выполняется, а даже и не ставится.
Очень интересно было узнать также, как в
Германии, за счет бюджетных средств стимулируются мероприятия по
энергосбережению. Программа по энергосбережению представляет собой только
перечень мероприятий: установка счетчиков или замена старых окон на современные
– пластиковые, использование альтернативных источников энергии и т.д. Бюджет
выделяет на каждое мероприятие столько средств, сколько считает нужным и может,
например: в текущем году на стимулирование установки квартирных счетчиков
выделяется 10 млн у.е. Далее определяется, что тот, кто установит счетчик,
имеет право на компенсацию за счет бюджета в размере к примеру 50 % фактически
понесенных при это затрат. И мероприятия финансируются, пока не закончатся
выделенные 10 млн у.е. Все, кто не успел, имеют право на компенсацию в
следующем году, правда, компенсация в следующем году уже может быть не 50, а
только 25 %. Справедливо, опоздал не успевший! Такая процедура создана для
того, чтобы, с одной стороны, стимулировать потребителя внедрять
энергосберегающие технологии, с другой - не препятствовать конкуренции,
оставляя право выбора счетчика и монтажной организации потребителю, а не
чиновнику.
Энергосбережение – дело всей нации
Применение такого подхода и механизма
использования бюджетных средств приводит к минимизации лоббирования со всеми
вытекающими отсюда последствиями, а главное, к конкуренции со стороны
производителей оборудования и работ. И, как следствие этой конкуренции, к
снижению стоимости энергосберегающих мероприятий и к повышению их
эффективности.
Подобный подход не требует создания
дополнительных надзорных органов, за исключением проверок предприятий -
производителей работ на предмет уплаты ими налогов (а это и так требуется
делать налоговой инспекции) и потребителей на предмет использования
«компенсации» единожды. Кстати, у государственной структуры управления ЖКХ,
наконец-то, появится реальная работа: пропагандировать среди населения мероприятия
по энергосбережению, обосновывать необходимость того или иного мероприятия с
целью попадания в перечень мероприятий, стимулируемых за счет средств бюджетов.
Обратите внимание, при этом не требуется сложных, а зачастую абсолютно не
просчитываемых технико-экономических обоснований этих мероприятий. Если они не
нужны, их просто никто не будет выполнять, таков механизм частичного
(совместного) финансирования. В ненужное мне как инвестору мероприятие, я не
буду вкладывать деньги, даже если их требуется затратить не 100, а только 50 %.
Выскажу еще одну мысль: России,
учитывая ее желание быть мировым энергетическим лидером, стоило бы иметь
программу энергосбережения в качестве национального проекта. И если бы этот
проект реализовывали в соответствии с предложениями, изложенными в этой статье,
с учетом опыта развитых стран мы имели бы право ожидать, что в результате
получится не «как всегда», а как надо. Игорь Кузник,
Советник
Комитета гос.думы по вопросам учета энерго ресурсов.
|