Каждый десятый ребенок на
нашей планете рождается «не таким». Ребенку с отставанием в развитии интеллекта
устроиться в нашем «правильном» мире совсем непросто. Возможность приобрести
навыки, необходимые для того, чтобы стать «успешной» личностью дают, так
называемые «коррекционки» или коррекционные школы VIII вида.
Особое место в этой коррекции занимают трудовая и творческая реабилитация
учеников.
Необучаемые?
Школа № 5, что на ул. Московской,
одна из подобных коррекционных школ. Только может, контингент ее учеников
потяжелее прочих будет, а потому и результаты в работе педагогов этой школы впечатляют
особо.
Многие из ребят, посещающих эту школу,
либо поселившихся в стенах ее интерната, уже успели получить заключение
специалистов – необучаемый. По сути - это приговор на всю жизнь. Типичный
пример судьбы мальчика с диагнозом-приговором приводит социальный педагог школы
Марианна Игошина.
Алик N (по этическим соображениям имена учеников в этой публикации
были изменены, а совпадения случайны) до седьмого класса оставался не
контактным парнишкой. Учение ему давалось очень тяжко. Малейшее непонимание
темы приводило его в ярость и даже могло пробудить в нем необузданную агрессию.
Программа для ребят с ограниченными способностями к обучению всегда подбирается
индивидуально.
- Учитель, взявшийся за воспитание и
обучение этих ребят с особыми образовательными потребностями, в ответ на
агрессию должен находить новые и новые слова добра. Когда ребенок привыкает к
тому, что его ярость никогда не наталкивается на ответную жесткость, то эта
ярость не успевает в нем разгораться. И в то же время он знает, что упражнения,
даже самые для него трудные, так или иначе неизбежно придется выполнять. У
него, со временем тоже вырабатывается некий запас терпения и усидчивости. А
нам, педагогам, - продолжает Марианна Олеговна, - важно как можно раньше
выявить те направления в обучении этого «особенного» ребенка, которые ему
даются легче, а порой вызывают у него интерес и увлеченность.
Очень часто это оказываются уроки
труда, физкультуры или некоторые упражнения, направленные на развитие
творческих склонностей подростка. В «пятой» школе педагог Антон Федюкович,
несмотря на неожиданно молодой для «трудовика» возраст, уже успел стать
любимцем ребят. Он обучает их навыкам столярного дела. Особо смышленые ребята с
воображением даже осваивают искусство резьбы по дереву.
И все бы ничего. Но вот нашему герою Алику стукнуло 20! Дальнейшее его
нахождение в стенах интерната невозможно. Взрослым стал Алик. И проблемы на
парня с наивным образом мышления сваливаются взрослые.
У Алика был опыт работы в трудотряде «Главы
города». Парень работал прилежно и по уборке территории Ленинского района, и
приемы озеленения газонов освоил. А главное, он вполне освоил нормы поведения в
коллективе. Алик теперь вполне исправный работник. Но не берут нашего Алика на
работу. Свидетельство об окончании «коррекционки» для работодателей что-то
вроде «волчьего билета»!
И как же теперь быть Алику?
- Суть проблемы в том, что трудовой
реабилитации наших выпускников нередко препятствует само законодательство, и
краевое и федеральное,- сетует директор «5-й» школы Елена Клочкова. –
Работодатель вправе нанять лишь того молодого человека, у которого соответствующая, запись в индивидуальной программе
реабилитации инвалида. (ИПР) А как быть остальным?
Работник, который считал до
десяти
Лет восемь назад вашему автору довелось слышать рассказ земляка,
вернувшегося с берегов Рейна. Герр Ларин свидетельствовал, что в Германии нет
не трудоспособных инвалидов. Власти договариваются с работодателями и те, с
помощью специалистов по реабилитации инвалидов, до предела упрощают отдельные
процессы. К примеру, упаковку. Предположим, что работник-инвалид неспособен
долго концентрировать внимание и он считает лишь до десяти. Пусть! Допустим, комплект
чехла для сиденья автомобиля, состоит из 16 наборов: два крючка и два шнурочка,
да столько же петелек. Отлично! Коробка делится на 16 ячеек и упаковщик, не
умеющий толком считать, практически не делает ошибок. А у нас говорят: - Разве
можно трудоустроить тех или иных инвалидов? Пора пробовать, господа
работодатели. Да, еще герр Ларин уверял, что в Германии это очень престижно –
предоставлять работу инвалидам! А вот испрашивать за это благое деяние льготы у
государства это, по его словам, признак дурного тона!
Обычные
планы «необычных» ребят
- Бывают и у нас другие примеры, более
успешные для наших выпускников, - добавляет молодой педагог Марианна Игошина, -
Евгений сирота из многодетной семьи. Задержка в его развитии, сказывается в
гораздо меньшей степени. Но и он также не без проблем. А в 15 парнишке повезло
– его взяла семья под опеку. И это конечно сказалось на его успехах. В семье
парню привили мысль о том, что учение превыше всего. Он действительно стал с
интересом учиться. И так же, как Алик, особенно был успешен в трудовом
обучении. Он написал толковую дипломную работу и получил высокий разряд по
специальности слесаря. Теперь он работник одного крупного завода города.
- И вот что еще показательно, - как-то говорила
опытнейший педагог интерната Галина Тыченко, - У наших учеников, даже от очень
значимых успехов, как это порой бывает у здоровых подростков, симптомов
«звездной болезни» не наблюдается. Никогда не замечала у наших ребят и такого
явления, как зависть к чужому успеху. Вот парадокс: ученики из нашей школы, несмотря на столь
неутешительные диагнозы, отлично усвоили то, что мера их успешности в их
собственном стремлении к успеху.
- Ну, как ты, - спросила Галина Георгиевна
у одного из своих выпускников, встреченных как-то случайно в магазине?
- Все в порядке, - услышала она в ответ, - Свою «пятнадцаху» (тысяч) я зарабатываю. Я
женился недавно! Но детей, пока, решили не заводить. Накопим с женой капитал,
тогда и про детей будем думать!
И про этих ребят говорят: «отсталый»? Когда бы все «здоровые» так ответственно
и здраво рассуждали о планировании семьи, да умели бы быть свободными от зависти,
как эти ребята, насколько в стране бы горя было меньше?
Сергей СЛЕСАРЕВ.
|